Север и рынок. 2018, № 6.

менеджмента, особенно в базовых отраслях промышленности, использующих консервативные технологии и требующих инновационных преобразований. Вышеизложенное определило цель статьи — представить подход к управлению уровнем инновационного потенциала предприятия. В качестве примера приведена оценка и предложены рекомендации по формированию стратегии управления инновационным потенциалом компании алюминиевой промышленности Chinalco (КНР). Постановка проблемы В работе будем рассматривать инновационный потенциал как системно формируемый комплексный (интегральный) показатель, описывающий выборку выделенных наиболее значимых экономических, финансовых, технологических, организационных и иных параметров, всесторонне характеризующих деятельность предприятия промышленности. Причем выборка параметров подразумевает возможность их формализации и учета посредством количественных и (или) качественных характеристик. Обоснование состава показателей требует проведения системной оценки уровня инновационного потенциала. Проведенное авторами исследование позволило обобщить наиболее часто встречающиеся в отечественной и зарубежной научной литературе определения инновационного потенциала, выделив несколько методологических подходов (ресурсный, результативный, интегративный и капаситативный), которые подробнее рассмотрены в [1]. В исследовании использован наиболее обоснованный интегративный подход, при этом особое внимание авторы предлагают уделять специфическим чертам отрасли промышленности, к которой относится предприятие. Интегративный подход, используемый в исследовании, позволяет определить инновационный потенциал промышленного предприятия как совокупность его ресурсных возможностей, а также способностей к внедрению инноваций, которые могут быть реализованы в данный период времени при некоторых параметрах внешней среды, институциональных условиях, сложившихся в анализируемой отрасли промышленности. Рассмотрим ситуацию на примере алюминиевой промышленности КНР. Основными потребителями алюминия внутри страны (свыше 50 % от общего потребления) являются строительство и транспорт. Внутренний спрос на продукцию алюминиевой промышленности в КНР устойчиво растет, по прогнозам к 2025 г. доля страны может превысить 50 % от общемирового потребления. Рост спроса за 2017 г. в строительной отрасли, производстве электроники и на транспорте вырос на восемь п.п. по сравнению с 2016 г. В энергетике темп роста спроса составил пять п.п., а в упаковочном секторе — около 20 п.п. Темп роста спроса на алюминий в Китае превышает темпы роста спроса в других развивающихся отраслях, например, недвижимости, производстве электронной продукции и энергетическом секторе. В то же время рост цен на основные ресурсы (глинозем, углерод и электроэнергию) ведет к увеличению издержек производства, так, в 2017 г. издержки производства алюминия выросли в среднем на 14%. Значительное сокращение производства цветных металлов, в том числе алюминия, европейскими компаниями стало следствием законов, направленных на ужесточение требований производства в реальном секторе экономики (в том числе принятых законов о росте энергоэффективности, требований к сокращению объемов выбросов парниковых газов, законов о регистрации, оценке и авторизации химикатов (РЕАЧ)). Одновременно в КНР принимается комплекс мер, направленных на ужесточение требований к промышленным предприятиям, с целью снижения негативного воздействия и защиты окружающей среды. Еще в июле 2013 г. в КНР установлены жесткие ограничения потребления электричества предприятиями, в соответствии с которыминовые или модернизированные производства должны потреблять для производства 1 т алюминия не более 12750 и 13200 кВт соответственно. Стратегия развития алюминиевой отрасли КНР предполагает снижение объемов алюминия, формирует значительный спрос на инновационные технологии производства. Проведенные мероприятия привели к тому, что, начиная с 2000 г., КНР имеет самые низкие издержки потребления электроэнергии на производство 1т алюминия (рис. 1). Ограничения коснулись и Chinalco, корпорация была вынуждена уменьшить производственные мощности на глиноземных заводах провинций Шаньдун и Хэнань. В то же время один из основных конкурентов Chinalco — Hongqiao Group вынужден был значительно снизить объемы выплавки алюминия. Китай является лидером по производству первичного алюминия в мире, его доля составляет 56 %. Рост экспорта алюминия из КНР наряду с обеспокоенностью рынка снижением цен на нефть и девальвацией юаня негативно отразились на мировых ценах на алюминий. Однако политика, направленная на сокращение производственных мощностей при ожидаемом росте спроса на продукцию отрасли, введет к постепенному восстановлению цен. Отметим, что несмотря на рост выпуска промышленность ориентирована преимущественно на внутренний спрос (табл. 1). Таким образом, задача повышения уровня инновационного потенциала компании требует решения следующих подзадач: 200

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz