Север и рынок. 2018, № 6.

платы, кратно превышающий среднедушевой доход населения районов. Увеличение регионального и местного бюджетов приведет к стабилизации и росту выплат заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий пенсионерам, пособий малоимущим, будет способствовать реализации программ социально-экономического развития республики. Таблица 3 Сводные экономические показатели бюджетной эффективности проектов разработки нетрадиционных источников углеводородного сырья Объект, административныйрайон Налоговые поступления, млн руб/год Потенциальная занятость, чел. федеральный бюджет региональный и местный бюджеты Айювинское месторождение горючих сланцев (Сосногорский район) 1200 1400 1300 Чим-Лоптюгскоеместорождение горючих сланцев (Удорскийрайон) 450-500 350-400 900 Неченское месторождение бурого угля (Интинский район) 120 100-90 300 В тоже время надо отметить, что налоговые льготы, установленные в рамках существующего законодательства, не распространяются ни на один из предлагаемых проектов. Предварительные расчеты, выполненные при условии нулевой ставки НДПИ, обнулении имущественного налога и снижения налога на прибыль на 50 %, показали сокращение сроков окупаемости разработки Айювинского месторождения с семи до пяти лет, а также рост внутренней нормы рентабельности с 21 до 27 %. Учитывая высокую капиталоемкость проектов, использование гибких фискальных инструментов могло бы повысить их инвестиционнуюпривлекательность и способствовало бы привлечениюсредств на территориюрегиона. Таким образом, основными препятствиями для освоения месторождений тяжелых нефтей, битумов, горючих сланцев и других видов нетрадиционных углеводородных ресурсов является отсутствие государственной поддержки компаний, использующих передовые методы и инновационные технологии для разработки трудноизвлекаемых запасов. Зарубежный опыт убедительно доказывает, что для успешного освоения нетрадиционных источников углеводородных ресурсов необходимо создание гибких экономическихи политических условий, наиболее актуальных на ранних стадиях. Литература 1. Прищепа О. М. Проблемы воспроизводства запасов углеводородов: арктический шельф и (или) трудноизвлекаемые запасы // Минеральные ресурсы. Экономика и управление. 2016. № 1-2. С. 18-34. 2. Ершов А. Американская угроза. Чем Россия ответит на рост добычи сланцевой нефти в США // Forbes. URL: http://www.forbes.ru/biznes/356789-amerikanskaya-ugroza-chem-rossiya-otvetit-na- rost-dobychi-slancevoy-nefti-v-ssha 3. Башкатова А. Америка сбрасывает Россию с нефтяного пьедестала // Независимая газета. 08.08.2018. URL: http://www.ng.ru/economics/2018-08-08/1_7284_usa.html 4. The Impact of Shale Gas and Tight Oil in the US and Canadian Economies and Global Energy Flows / EPRS / European Parliamentary Research Service. Gregor Erbach, 2014, Member's Research Service. 5. Geny F. Can Unconventional Gas be a Game Changer in European Gas Markets? Working Paper NG 46. Oxford Institute for Energy Studies, 2010. 6. EIA The Majors' Shift to Natural Gas, 27 August 2001. 7. GAO, Petroleum and Ethanol Fuels: Tax Incentives and Related GAO Work 2000. 8. Barclays Capital, Original E&P Spending Survey, 16 December 2009. 9. Texas Energy Alliance, www.texasalliance.org/governmentrelations_2008_presidential_candidates 10.Potter Kevin, Shirley Dan, Manos Irene, Muraoka Kelsey. Tax Credits and Incentives for Oil & Gas Producers in a Low-Price Environment, Journal of Multistate Taxation and Incentives (Thomson Reuters / Tax & Accounting), Volume 27, Number 2, May 2017. 11.Налоговый кодекс РоссийскойФедерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 11.10.2018). 12.Филимонова И. В., Эдер Л. В., Проворная И. В., Мочалов Р. А. Устойчивые тенденции и закономерности развития налогообложения нефтегазового комплекса России // Недропользование XXI век. 2016. № 5 (62). С. 34-47. 183

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz