Север и рынок. 2018, № 6.

Ключевым стратегическим элементом поддержки производителей нетрадиционного топлива в США являлась налоговая политика. Очевидно, что в условиях свободного рынка добыча и производство нетрадиционных углеводородов была бы убыточна. Начиная с 1980 г. правительством были установлены несколько налоговых льгот, которые предназначались для добычи «трудного» сырья и малых независимых компаний, которые оказались наиболее подходящими для инновационного и нетрадиционного производства. Ниже рассмотрены четыре главных финансовых инструмента поддержки американского бизнеса [5]. Налоговая льгота, предоставляемая производителям альтернативного топлива (известная как Section 29 of the Crude Oil Windfall Profit Tax Act) , была введена в 1980 г. с целью поощрения внутреннего производства топлива из нетрадиционных источников, что снижало энергетическую зависимость от импорта. Данный закон предоставлял возможность производителям сокращать объем налогов на 3 долл. США с каждого барреля произведенной нефти (или 22 долл. США с 1 т) и на 18 долл. США с каждой 1 тыс. м3 газа. К нетрадиционному топливу относились сланцевая нефть и нефть из битуминозных песков, газ угольных и низкопроницаемых пластов, сланцевый газ. Право на льготу имели компании, добывающие углеводороды из скважин, пробуренных в период с 1980 по 1992 гг. или введенных в эксплуатацию в это же время. Окончательныйразмер налоговойльготыопределялсяформулой, котораяменяласьв зависимости от нефтяных цен и уровня инфляции. Согласно EIA (Energy Information Administration) [6], в 1990-е гг. налоговая льгота колебалась от 32 до 38 долл. США за 1 тыс. м3сланцевого газа. Положительные эффекты от внедрения этой налоговой льготы выразились в росте компаний, вовлеченных в добычу метана и газа плотных пластов, в особенности это сказалось на росте добычи метана, производство которого до 1990 г. оставалось незначительным. По данным EIA, половина операторов FRS companies (крупнейших энергопроизводящих компаний, базирующимися в Соединенных Штатах, которые ежегодно сообщают свои международныефинансовые и эксплуатационные данные в EIAна основе Financial Reporting System (FRS) EIA) сообщила о сокращении своих налоговых выплат. Таким образом, налоговые льготы Раздела 29 послужили стимулом для роста добычи нетрадиционного газа и появлению в отраслиновых независимых компаний. В период с 1990 до 1999 гг. компании, воспользовавшиеся налоговой льготой, увеличили производство газа на 26 %, в то время как крупные фирмы сократили производство на 14 %, это привело к увеличению доли независимых компаний в американском производстве газа с 39 % в 1986 г. до 58 % в 1999 г. Но наибольшее влияние налоговые льготы оказали на рост научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в области производства нетрадиционного топлива. Компании, которые сообщили о получении налоговой льготы, увеличили темп бурения на природный газ в четыре раза — с 400 до 1600 скважин в год. Другие операторы в этот же период увеличили объем бурения менее чем на 200 скважин. Нужно отметить, что бурение большого числа скважин отражает особенности освоения нетрадиционных газовых месторождений по сравнению с разработкой традиционного газа. Это еще раз подчеркивает важность принятых налоговых преференций для производителей нетрадиционного топлива. По данным EIA, в 1992 г., незадолго до окончания срока действия налоговой льготы, 78 % газовых скважин были пробурены для добычи газа из угольных и низкопроницаемых пластов и сланцевой нефти. В следующем году их доля упала до 61 %. Таким образом, применение налоговой льготы Раздела 29 «Закона о налоге на сверхприбыли» послужило стимулом для расширения сырьевой базы нетрадиционных углеводородов в США. Существовали и другие финансовые рычаги, сыгравшие свою роль в освоении нетрадиционных углеводородных ресурсов. Освобождение от налогов малых производителей (Small Producers Tax Exemption). Это налоговая льгота, известная как «налоговая скидка на истощение недр», была включена в Закон о налоге на прибыль в 1990 г. и предоставляла преимущества при налогообложении небольших нефтегазовых компаний. Она предназначалась для поощрения мелких производителей, ведущих буровые работы на нефть и газ. Скидка доступнадля первой 1тыс. баррелей нефти или 6 млн куб. футов газа, применение этой скидки позволяет компаниям не облагать налогами 15 % их валового дохода. Это явилось хорошим стимулом для последующих инвестиций в производство. Согласно GAO (Главное американское бюджетно-контрольное управление) и Энергетическому Союзу Техаса [7-9], налоговая скидка на истощение недр в период с 1990 по 2000 гг. составила 8,5 млрд долл. США, или около 3,7 % годовых совокупных инвестиций в нефтегазовую промышленность. 177

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz