Север и рынок. 2018, № 6.

Для выявления региональных различий в стоимости жизни населения используется покупательная способность средней заработной платы, характеризуемая количеством потребительских корзин трудоспособного населения, которое может «выкупить» работник на среднюю заработную плату. В среднем по России в 1 полугодии 2018 г. можно было выкупить 3,8 потребительских корзин трудоспособного населения. В 5 северных субъектах РФ (Республики Карелия, Коми и Тыва, Камчатский край, Архангельская область (без АО)) покупательная способность средней заработной платы сложилась на уровне, не достигающем среднероссийский, в Республике Саха (Якутия) и Мурманской области — на среднероссийском уровне, в остальных 6 субъектах РФ из анализируемых — на уровне выше среднероссийского. При этом минимальные значения зафиксированы в Республиках Карелия и Тыва (2,7 и 3,4 корзин трудоспособного населения соответственно), а максимальные — в Сахалинской области и Ямало-Ненецком АО (5,2 и 6,0 корзин трудоспособного населения соответственно). Следовательно, для северных регионов России крайне актуальной остается проблема повышения уровня заработной платы, в том числе путем регулирования минимальной заработной платы. Как отметил на заседании Совета Федерации от 24 октября 2018 г. Министр труда и социальной защиты РФ М. А. Топилин, в существенном увеличении заработной платы работников в 2018 г. «серьезную роль сыграло установление минимального размера оплаты труда на уровне прожиточного минимума» [22]. Планируемое повышение МРОТ с 1 января 2019 г. до 11280 руб. в месяц [23] также должно позитивно сказаться на уровне средней заработной платы работников. Дальнейшим этапом повышения уровня МРОТ как гарантии для работников может рассматриваться установление его в процентах к средней заработной плате. По состоянию на 1 полугодие 2018 г. рассматриваемое соотношение в целом по РФ составляет 26,2 %. Постепенное увеличение минимальной заработной платы до 30-40 % от средней заработной платы и в дальнейшем до рекомендованного Европейским комитетом по социальным правам уровня 60 % [24] будет способствовать реализации установленного в статье 4 Европейской социальной хартии права на справедливое вознаграждение за труд, которое позволит обеспечить работникам и их семьям достойный уровень жизни [25]. Как видно из проведенного анализа, принятые на федеральном уровне решения в части минимального размера оплаты труда (Федеральные законы от 28 декабря 2017 г.№ 421-ФЗ и от 7 марта 2018 г. № 41-ФЗ, предусматривающие повышение МРОТ, а также постановление Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 г. № 38-П, определившее начисление районных коэффициентов и процентных надбавок на МРОТ), привели к унификации подходов к установлению минимальной заработной платы в региональных соглашениях северных регионов России в 2018 г. с одновременнымуменьшением количества заключенных региональных соглашений в данных субъектах РФ. Литература 1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. и доп. от 11 октября 2018 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». 2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения [Электронный ресурс]: федер. закон от 28 декабря 2017 г. № 421-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». 3. О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» [Электронный ресурс]: федер. закон от 7 марта 2018 г. № 41-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». 4. О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029 (с изм. и доп. от 27 февраля 2018 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». 5. Региональные соглашения о минимальной заработной плате в субъектах Российской Федерации, действующие по состоянию на IV квартал 2017 года - II квартал 2018 года. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовых систем «Гарант» и «КонсультантПлюс», официальных сайтов органов исполнительной власти субъектов РФ. 6. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 г. № 38-П [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». 7. Капелюк С. Д. Эффективность региональных соглашений о минимальной заработной плате в России // Вестник Сибирского ун-та потребительской кооперации. 2015. № 4 (15). С. 31-41. 172

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz