Север и рынок. 2018, № 6.
на федеральном уровне. В этой связи данный подход можно считать формальным, поскольку он не предусматривает более высокий уровень гарантий для работников субъектов РФ. Подобная ситуация напоминает установление минимальной заработной платы в региональных соглашениях ряда субъектов РФ в размере 11163 руб., то есть на уровне МРОТ (например, в Ярославской и Нижегородской областях, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Северная Осетия - Алания). Следовательно, нужно охарактеризовать положительно, что в Республике Тыва для работников внебюджетного сектора экономики установленный региональным соглашением размер минимальной заработной платы, на которую начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки, выше МРОТ. В связи с принятием на федеральном уровне вышеуказанных решений, представляет определенный интерес проведение анализа размеров средней заработной платы в северных субъектах РФ и ее структурных элементов, поскольку в данных субъектах РФ существенное влияние на уровень заработной платы оказывают выплаты по районному регулированию. Как известно, в местностях с особыми климатическими условиями (статья 148 ТК РФ) к заработной плате работников устанавливаются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (статьи 315-317 ТК РФ) [1]. Основным элементом заработной платы выступают оклады (должностные оклады) и тарифные ставки, которые в соответствии со статьей 129 ТК РФ устанавливаются в зависимости от квалификации работника и сложности выполняемых им трудовых (должностных) обязанностей. Ученые сходятся во мнении, что их удельный вес в структуре заработной платы должен быть не менее 60-70 %1. Рассмотрим структуру заработной платы работников северных регионов России по данным выборочного обследования Росстата за октябрь 2017 г. (табл. 1, рис. 2). Как видно из данных таблицы 1, при доле тарифного заработка в среднем по России 62,4 % в рассматриваемых субъектах РФ данный показатель значительно ниже - - варьирует от 27,9 % в Ненецком АО до 44,1 % в Республике Карелия, что обусловлено высоким размером удельного веса выплат по районному регулированиюв северных регионах, составляющим от 41,1 % в Республике Карелия до 57,5 % в Камчатском крае при среднем по России 11,4%. Однако, если исключить из средней заработной платы выплаты по районному регулированию, то доля тарифного заработка существенно увеличится (что наглядно видно на рис. 2) и в большинстве анализируемых субъектов РФ составит более 60 %, то есть будет соответствовать минимально рекомендуемому уровню. Таблица 1 Структура заработной платы работников северных субъектов РФ (октябрь 2017 г., %)* Субъект РФ Удельныйвес в общей сумме заработной платы Удельныйвес тарифного заработка без учета выплат по районномурегулированию тарифный заработок выплатыпо районному регулированию другие выплаты РоссийскаяФедерация 62,4 11,4 26,2 70,4 Республика Карелия 44,1 41,1 14,7 75,0 Республика Коми 38,9 44,1 17,0 69,6 Архангельская область (без АО) 38,1 43,0 18,9 66,8 НенецкийАО 27,9 53,7 18,4 60,3 Мурманская область 32,9 50,6 16,5 66,6 Ханты-МансийскийАО - Югра 28,6 48,3 23,1 55,3 Ямало-НенецкийАО 29,2 51,7 19,1 60,5 Республика Тыва 33,0 43,8 23,3 58,6 Республика Саха (Якутия) 28,5 50,0 21,6 56,9 Камчатскийкрай 30,2 57,5 12,4 70,9 Магаданская область 33,4 51,9 14,7 69,4 Сахалинская область 35,1 42,7 22,2 61,3 Чукотский автономныйокруг 29,0 56,3 14,7 66,4 * Рассчитано авторами по [17]. 1Например: [14, с. 441], [15, с. 188], [16, с. 115]. 169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz