Север и рынок. 2018, № 6.

связанные с этим решением негативные последствия (в частности, ухудшение положения работников)1. И только в 2017 г., то есть спустя 10 лет после исключения определения минимальной заработнойплаты из ТК РФ, принято окончательное решение по данному вопросу (вышеуказанное Постановление Конституционного Суда РФ). Безусловно, данное решение следует оценить положительно, поскольку оно, предусматривая «возмещение работникам дополнительных материальных и физиологических затрат в связи с работой в особых климатических условиях», способствует «выравниваниюуровняжизни населения в этих регионах, с тем чтобы в полной мере осуществить предназначение социального государства путем создания условий, обеспечивающих достойнуюжизнь и свободное развитие человека» [6]. Эта позиция отражена и в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ№ 2 (2018), утвержденномПрезидиумом Верховного Суда РФ 4 июля 2018 г., в котором отмечается, что «повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях должно производиться после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику, выполнившему установленную норму труда, заработной платы не ниже определенного законом минимального размера, а включение соответствующих районных коэффициентов в состав минимального уровня оплаты труда, установленного для всей территорииРоссийскойФедерации без учета особенностей климатических условий, противоречит цели введения этих коэффициентов. Применение одного и тогоже минимума оплаты за труд в отношении работников, находящихсяв существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением ... принципа равной оплаты за труд равной ценности». Вместе с тем в северных субъектах РФ были приняты различные решения в части минимальной заработной платы в связи с указаннымПостановлениемКонституционного Суда РФ. Как видно из вышеприведенных данных, в ряде северных субъектов РФ минимальная заработная плата в IV квартале 2017 г. была установлена на достаточно высоком уровне (выше 14-15 тыс. руб., то есть практически в 2 раза больше установленного в тот период МРОТ). Однако необходимость начисления районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на МРОТ и минимальную заработную плату вызвала существенные изменения в подходах к установлению минимальной заработной платы при заключении региональных соглашений. Так, в Республике Карелия первоначально 6 октября 2017 г. было заключено соглашение о минимальной заработной плате, пунктом 1 которого с 1 января 2018 г. предусматривалось установление минимальной заработной платы: • для работников государственных и муниципальных учреждений в Республике Карелия — в размере 10 000 руб.; • для работников, занятых у сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Карелия (за исключением работников, занятых в организациях по виду экономической деятельности «Рыболовство, рыбоводство»): по северной ее части - - 12 100 руб., на остальной территории - - 10500 руб.; • для работников других работодателей - - на уровне величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной постановлением Правительства Республики Карелия за третий квартал предшествующего года в соответствующем муниципальном образовании Республики. Как видно, в данном соглашении предусматривался подход к установлению минимальной заработной платы, в целом схожий с ранее действовавшим, при увеличении абсолютных размеров минимальной заработной платы. Однако 29 декабря 2017 г. было подписано дополнительное соглашение № 1 к вышеупомянутому региональному соглашению, в соответствии с которым пункт 1 соглашения изложен в следующей редакции: «1. Установить размер минимальной заработной платы для работников, работающих на территории Республики Карелия, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, - - 10 000 рублей». Следовательно, в Республике Карелия осуществлен переход от дифференцированного подхода к установлению минимальной заработной платы к единому подходу в абсолютном размере. Дифференциация минимальной заработной платы по муниципальным образованиям Республики Карелия стала осуществляться в общем порядке за счет начисления на нее районных коэффициентов и процентных надбавок. Однако в связи с повышением МРОТ с 1 мая 2018 г. до 11163 руб. в рассматриваемое региональное соглашение, устанавливающее размер минимальной заработной платы на уровне 10000 руб., не внесены изменения, региональное соглашение о минимальной заработной плате в Республике Карелия на II квартал 2018 г. следует считать фактически прекратившим действие. В Сахалинской области 30 ноября 2017 г. было заключено соглашение о минимальной заработной плате, которое устанавливало ее размеры с 1 января 2018 г. дифференцированно по районам 1Например: [10], [11, с. 138], [12, с. 188], [13]. 166

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz