Север и рынок. 2018, № 6.
Несмотря на экономический кризис в мире, замедление экономического роста в Китае, кризис задолженности в Еврозоне, потребление литийсодержащей продукции растет, в целом благодаря перезаряжающимся литиевым батареям, использованию портативных устройств, применяющих литиевые элементы. По прогнозу Rockill, объем мирового потребления карбоната лития будет расти в среднем по 5-6 % в год и к 2020 г. вырастет на 83 % (по отношению к 2010 г.). Ключевую роль на рынке будет занимать, по всей видимости, Китай, так как именно он остается крупным рынком сбыта для литиевых горнодобывающих компаний, особенно тех, которые перерабатывают сырьевые материалы в карбонат лития [21-25]. Цены Мировой площадки торгов на литий не существует. Корпорация FMC занимается продажей более чем 90 различных разновидностей литийсодержащего сырья. В результате этого разброс цен и характер ценообразования очень разнообразен, что затрудняет установить единую, справедливую котировку по литию. Это усложняет ситуацию для клиентов, которые должны хорошо и четко разбираться в обширных характеристиках и спецификациях, чтобы понять, какой им нужен продукт и по какой цене. Однако по различным исследованиям видно, что цены на литий с 2000 г. значительно выросли (рис. 8). Стоимость лития зависит от его качества, также он подразделяется на керамический, химический, стекольный и чистый аккумуляторный (99,95 %). Крупные игроки манипулируют ценами, убирая с рынка новые добывающие проекты. Так, в начале 2000-х гг. чилийская компания SQM манипулируя ценами, вытеснила конкурентов, после чего вновь подняла цену четырехкратно. Цены на литиевую продукцию являются договорными и зависят от требований заказчика, качества материала, в результате чего информация считается недоступной. Можно выделить зависимость роста цен на литий от следующих факторов: - концентрация рынков развитых стран; - наличие продуктов-заменителей; - особенность сырьевой базы; - объединение фирм-конкурентов; - расширение влияния стран, динамично развивающихся. Рынок лития вполне зрелый и консервативный, это означает, что все потребители, которые могли потреблять литий, уже его потребляют в том объеме, в котором они хотят его потреблять. Выводы 1. Наметившийся темп роста батарейного сектора рынка сохраниться в ближайшие 5-8 лет. 2. Рынок первичных и вторичных литиевых батарей оказывает существенное влияние на суммарное потребление литиевой продукции. 3. Большой ассортимент литиевой продукции вполне может удовлетворить спрос в разнообразных сферах конечного использования, в которых литий потребляется. 4. Цены на литиевые продукты зависят от воздействия широких факторов мирового рынка, и спрос/предложения изменяются в соответствие с изменением цен на исходные материалы. 5. В России необходимо создавать полный технологический цикл по добыче и переработке этого металла. 121
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz