Север и рынок. 2018, № 6.

о целесообразности для предприятий промышленности НСМ выбора стратегия производства «дешевой» продукции во время спада экономикии продукцииинновационной во время подъема. Механизм реализации программного управления является инструментом, обеспечивающим поддержку перехода экономической системы из исходного состояния в иное за счет реализации системы мероприятий, согласованных по срокам, финансовым затратам и плановому результату. Основой разработки механизма программного управления отраслью НСМ выступает применяемая сегодня парадигма управления, характеризующаяся использованием законодательно-нормативных инструментов обеспечения баланса интересов стейкхолдеров и имеющая экономико-правовой характер. Механизм программного управления для отраслиНСМдолжен отвечать следующим требованиям: 1. ориентация на рост экономической эффективности предприятий в отрасли НСМ, разработку системы, обеспечивающей учет интересов всех стейкхолдеров. При этом необходимо обеспечить установки приоритета государственных интересов в области социально-экономического развития; 2. возможность адаптироваться к противоречию интересов групп частных и государственных структур, а также внутри этих групп. В связи с этим система разработанных стимулов должна использоваться с учетом его воздействия на конкретные субъекты хозяйствования; 3. способность вырабатывать методы воздействия, обеспечивающие рост потребности отдельных субъектов к достижению стратегических целей с учетом использования минимально необходимого объема ресурсов. В том числе инвестиционных ресурсов, эффективность использования которых на сегодняшний день достаточно низка; 4. ориентация на методы управления, позволяющие обеспечить экономическую независимость субъектов в рыночных условиях хозяйствования при выборе стратегических и оперативных целей и средств их достижения. Центральная роль в процессе разработки и реализации программ отрасли НСМ принадлежит государству, которое является: - стратегическим инвестором программ в отрасли; - потребителем результатов программы и финансовых ресурсов; - исполнителем программы; - собственником части имущества, затрагиваемого программой. Выделим основные различия в интересах государства и прочих стейкхолдеров (табл. 1). Таблица 1 Сравнение целей государства и прочих субъектов при реализации стратегии развития промышленности НСМ Цели государства Цели прочих субъектов Повышение эффективностифункционирования отрасли и экономикив целом Минимизация капитальныхвложений и текущих издержек производства Контроль и регулирование дохода (прибыли) для предотвращения роста цен в отрасли Максимизация дохода (прибыли) Выполнение программ и проектов для достижения приоритетных целейразвития отрасли Увеличение скорости оборота капитала Контроль процесса расхода инвестиционных средств для достижения поставленных целей с минимальными затратами Получение стабильного положительного денежного потока Обеспечение согласованности с действующим законодательствомв зависимости от складывающейся ситуации Стабилизация законодательно-правовой среды и создание стабильной нормативно-правовой базы Максимизация экономических результатов в отрасли и смежных отраслях Максимизация собственныхфинансовых результатов Делегирование частных рисков для нейтрализации совокупного риска Переложение рисков на государство и (или) других субъектов хозяйствования Экономическая политика государства в отрасли в значительной степени определяет цели механизма, которые обладают подвижностью и динамизмом, что обусловлено современным состоянием уровня развития экономки, экономическим курсом правительства, проходящими преобразованиями в экономике. Цели механизма программного управления показаны на рисунке 2. 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz