Север и рынок. 2018, № 6.
что они не содержат примесей металлических руд, не нуждаются в сложных обогатительных процессах, а их добыча характеризуется относительно низкой себестоимостью [12]. В нашем исследовании мы ограничим номенклатуру продукции промышленности НСМ щебнем, песком, песчано-гравийной смесью (ПГС) и гравием, так как эти материалы составляют основнуючасть производства в стране. Потребности экономики страны в НСМ практически полностью обеспечиваются за счет внутреннего производства. Доля импорта в 2007-2014 гг. не превышала 5 %. Импорт НСМ значительно сократился после выхода постановления правительства РФ № 815 от 6 августа 2015 г. «О лицензировании импорта щебня и гравия» (в августе-декабре 2015 г. на 52,4 % меньше по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.). Падение импорта НМС продолжается. Так, в 2016 г. импорт снизился на 26 % к уровню 2015 г. Упомянутое постановление позволило большинству крупных отечественных производителей нерудных материалов увеличить объемы поставок и сократить остатки готовой продукции на складах. Потребление НСМ в 2016 г. выросло на 16 % к аналогичному периоду 2015 г. Этому способствовало наращивание выпуска нерудных материалов в РФ за 2016 г. Объемы экспорта НСМ имеют нестабильный характер. Так, например, в 2016 г. объем экспорта сократился по отношению к 2015 г. на 46 %. Необходимо также отметить, что рынок НСМ является крайне концентрированным. В регионах имеется незначительное количество производителей, занимающих большую часть рынка. Следовательно, наиболее эффективным использованием НСМ в РФ является удовлетворение именно локальных потребностей промышленности и населения. Разрабатывая программы управления промышленностью НСМ, необходимо учесть следующие вопросы: 1. провести анализ проблем, связанных с территориальным распределением производственных мощностей, что особенно актуально для перерабатывающих предприятий, зависящих, с одной стороны, от поставок добывающих предприятий, с другой - - от наличия в районе расположения рынков сбыта; 2. поставить задачу повышения энергоэффективности добывающих и перерабатывающих предприятий НСМ, для которых затраты на энергию могут достигать 20 % себестоимости конечной продукции; 3. проработать вопросы организации взаимодействия регионов между собой и с федеральным центром с учетом ярко выраженной региональной специфики промышленности НСМ. Региональный характер производств накладывает отпечаток на конкурентную среду в отрасли. По неофициальным оценкам, потери ВВП, связанные с завышением стоимости строительных работ из-за недостаточной конкуренции, ежегодно составляют от 0,21 до 0,54 %. Учитывая вышесказанное, помимо ограничения исследования по номенклатуре продукции, выберем регионом проведения исследования Ленинградскую область. Около 21 % предприятий промышленности НСМ расположено в Северо-Западном федеральном округе России. Более 50 % производства региона сосредоточено в Ленинградской области и г. Санкт-Петербурге [13]. Объемы производства НСМ в значительной степени зависят от объема строительных и дорожных работ, проводимых в регионе добычи, так как логистические затраты могут составлять до 90 % конечной стоимости продукции. Ленинградская область и г. Санкт-Петербург являются одними из лидирующих в России регионов, что обусловлено динамичным развитием строительных проектов, вопреки снижению государственных инвестиции в последние годы. Основными видами продукции НСМ в регионе являются щебень (57 %), песок (39 %), ПГС и гравий (4 %). Объем потребления НСМ в регионе несколько ниже, чем объем производства (например, в 2014 г. составил 30,1 млн м3, что на 3,9млн м3меньше объема производства) [14]. Крупнейшими производителямиНСМрегионаявляются интегрированные корпоративные структуры, осуществляющие все этапы производства, переработки и потребления на собственных мощностях. В настоящее же время промышленность НСМ рассматривается государством как совокупность разрозненных добывающих, перерабатывающих и потребляющих отраслей. Поскольку предприятия по добыче нерудных строительных материалов формируют сырьевую базу, необходимую для реализации любых крупных региональных проектов, потенциал развития отрасли должен определяться с учетом согласованных прогнозов потребностей экономики в строительных материалах и развития инфраструктуры, а также объема балансовых запасов минерального сырья. Решение поставленной проблемы Система программного управления отраслью нерудных строительных материалов должна быть ориентирована на достижение единых целей, отражающих общественный интерес, 105
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz