Север и рынок. 2018, № 6.

что они не содержат примесей металлических руд, не нуждаются в сложных обогатительных процессах, а их добыча характеризуется относительно низкой себестоимостью [12]. В нашем исследовании мы ограничим номенклатуру продукции промышленности НСМ щебнем, песком, песчано-гравийной смесью (ПГС) и гравием, так как эти материалы составляют основнуючасть производства в стране. Потребности экономики страны в НСМ практически полностью обеспечиваются за счет внутреннего производства. Доля импорта в 2007-2014 гг. не превышала 5 %. Импорт НСМ значительно сократился после выхода постановления правительства РФ № 815 от 6 августа 2015 г. «О лицензировании импорта щебня и гравия» (в августе-декабре 2015 г. на 52,4 % меньше по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.). Падение импорта НМС продолжается. Так, в 2016 г. импорт снизился на 26 % к уровню 2015 г. Упомянутое постановление позволило большинству крупных отечественных производителей нерудных материалов увеличить объемы поставок и сократить остатки готовой продукции на складах. Потребление НСМ в 2016 г. выросло на 16 % к аналогичному периоду 2015 г. Этому способствовало наращивание выпуска нерудных материалов в РФ за 2016 г. Объемы экспорта НСМ имеют нестабильный характер. Так, например, в 2016 г. объем экспорта сократился по отношению к 2015 г. на 46 %. Необходимо также отметить, что рынок НСМ является крайне концентрированным. В регионах имеется незначительное количество производителей, занимающих большую часть рынка. Следовательно, наиболее эффективным использованием НСМ в РФ является удовлетворение именно локальных потребностей промышленности и населения. Разрабатывая программы управления промышленностью НСМ, необходимо учесть следующие вопросы: 1. провести анализ проблем, связанных с территориальным распределением производственных мощностей, что особенно актуально для перерабатывающих предприятий, зависящих, с одной стороны, от поставок добывающих предприятий, с другой - - от наличия в районе расположения рынков сбыта; 2. поставить задачу повышения энергоэффективности добывающих и перерабатывающих предприятий НСМ, для которых затраты на энергию могут достигать 20 % себестоимости конечной продукции; 3. проработать вопросы организации взаимодействия регионов между собой и с федеральным центром с учетом ярко выраженной региональной специфики промышленности НСМ. Региональный характер производств накладывает отпечаток на конкурентную среду в отрасли. По неофициальным оценкам, потери ВВП, связанные с завышением стоимости строительных работ из-за недостаточной конкуренции, ежегодно составляют от 0,21 до 0,54 %. Учитывая вышесказанное, помимо ограничения исследования по номенклатуре продукции, выберем регионом проведения исследования Ленинградскую область. Около 21 % предприятий промышленности НСМ расположено в Северо-Западном федеральном округе России. Более 50 % производства региона сосредоточено в Ленинградской области и г. Санкт-Петербурге [13]. Объемы производства НСМ в значительной степени зависят от объема строительных и дорожных работ, проводимых в регионе добычи, так как логистические затраты могут составлять до 90 % конечной стоимости продукции. Ленинградская область и г. Санкт-Петербург являются одними из лидирующих в России регионов, что обусловлено динамичным развитием строительных проектов, вопреки снижению государственных инвестиции в последние годы. Основными видами продукции НСМ в регионе являются щебень (57 %), песок (39 %), ПГС и гравий (4 %). Объем потребления НСМ в регионе несколько ниже, чем объем производства (например, в 2014 г. составил 30,1 млн м3, что на 3,9млн м3меньше объема производства) [14]. Крупнейшими производителямиНСМрегионаявляются интегрированные корпоративные структуры, осуществляющие все этапы производства, переработки и потребления на собственных мощностях. В настоящее же время промышленность НСМ рассматривается государством как совокупность разрозненных добывающих, перерабатывающих и потребляющих отраслей. Поскольку предприятия по добыче нерудных строительных материалов формируют сырьевую базу, необходимую для реализации любых крупных региональных проектов, потенциал развития отрасли должен определяться с учетом согласованных прогнозов потребностей экономики в строительных материалах и развития инфраструктуры, а также объема балансовых запасов минерального сырья. Решение поставленной проблемы Система программного управления отраслью нерудных строительных материалов должна быть ориентирована на достижение единых целей, отражающих общественный интерес, 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz