Север и рынок. 2018, № 6.
Только на Кольском полуострове было открыто более 60 крупных месторождений различного минерального сырья. Среди них наиболее важными для развития национальной экономики и привлекательности с точки зрения экспорта являются медно-никелевые, железорудные, апатитонефелиновые и месторождения редких и редкоземельных металлов. Месторождения, открытые в Республике Коми, содержат следующие доли в общероссийских запасах: нефть — около 3 %; уголь —4,5 %; барит— 13 %; бокситы— 30 %; титан— около 50 %; жильный кварц — 80 %. В Республике Коми находится Тиманская бокситорудная провинция, содержащая крупные запасы сырья для производства алюминия. Ярегское нефтяное месторождение и Пижемское месторождение титана содержат уникальные запасы. В Республике Карелия разрабатываются месторождения высокоуглеродистого сырья — шунгитов (Зажогинское), кианитовых руд (Хизовара), нефелиновых сиенитов (Елетьозеро), кварцитов (Метчанг-Ярви). Среди разведанных месторождений металлов наиболее интересным является Средняя Падма. Основным компонентом руд месторождения является ванадий, сопутствующие компоненты — уран и благородные металлы. Кроме того, в Республике Карелия располагаются порядка 90 месторождений различных видов неметаллического минерального сырья. В Архангельской области АО «Севералмаз» разрабатывает крупнейшее в Европе месторождение алмазов им. М. В. Ломоносова. Общий запас сырья оценивается в 12 млрд долларов. В российской части БЕАР расположено более половины запасов древесины Европейской части России и 10 % запасов древесины страны в целом. Здесь производится 1/4 древесины, более половины газетной бумаги, и 1/5 пиломатериалов общего производства этой продукции в России. Баренцево и Белое моря богаты водными ресурсами. Одна только Мурманская область производит около 15 % рыбной продукции и обеспечивает 16 % общей добычи водных организмов. Интенсивное использование природных ресурсов на протяжении 70 лет существования Советского Союза послужило основой возникновения целого ряда экологических проблем на региональном уровне. Особую озабоченность вызывают накопленные промышленные отходы, радиоактивные отходы и загрязнение океана. Однако при плановой экономике была создана основная природоохранная инфраструктура на всех крупных предприятиях российской части БЕАР. В результате, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу только в Мурманской области сократились на 85 %, а сбросы загрязненной воды—на 76 % [12]. Дезинтеграция Советского Союза и глубокий кризис, сопутствовавший первоначальной стадии перехода экономики страны к рыночной системе, оказали негативное влияние на развитие экологического управления на предприятиях региона и на охрану окружающей среды. Расходы на экологические мероприятия оказались в числе первых, подвергнувшихся сокращению, на некоторых предприятиях просто были упразднены отделы, занимавшиеся вопросами охраны окружающей среды. Только в связи с введением в 1994 г. платного природопользования появился источник финансирования рационального природопользования и охраны окружающей среды. Эти средства были значительно меньше, чем государственные инвестиции в охрану окружающей среды, которые при плановой экономике осуществлялись в экологически опасные предприятия. Однако уже в 1996 г. региональные экологические фонды, в которых накапливалась часть платежей за использование природных ресурсов и экологические платежи, были ликвидированы. В результате, охрана природы стала финансироваться из региональных бюджетов по остаточному принципу, что оказалось достаточным лишь для содержания органов управления природопользованием и охраной окружающей среды. Мониторинг качества окружающей среды, здоровья населения резко сократился, строительство и модернизация природоохранных объектов прекратились [11]. Понимание возрастающей экологической угрозы в северо-западных регионах России послужило одной из основных причин, по которой зарубежные соседи включились в интеграцию в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В Декларации по Стратегии охраны окружающей среды в Арктике (AEPS), принятой Правительствами восьми арктических стран 14 июня 1991 г. в г. Рованиеми (Финляндия), и в совместном заявлении Министров экологии Северных стран и России, подписанном 3 сентября 1992 г., отмечалось, что проблема воздействия человека на природу в российской части региона достигла критического уровня. По этой причине первый раздел Декларации по сотрудничеству в Баренцевом Евро-Арктическом регионе посвящен охране окружающей среды. Наиболее важные области экологического сотрудничества были определены следующим образом: • расширение экологического и радиационного мониторинга в регионе; • улучшение работы по обеспечению эксплуатационной безопасности ядерных объектов; • восстановление территорий, загрязненных в результате деятельности ядерных объектов [13]. 100
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz