Север и рынок. 2018, № 6.

В России пока законодательно не определены требования к компаниям-операторам морских промыслов по профилактике геофизических рисков, хотя еще в 2010 г. Экспертный совет по Арктике при председателе Совета Федерации РФ рекомендовал в комплексе мер по обеспечению государственной политики в АЗРФ «...закрепить законодательно обязательное включение в лицензионные соглашения на право разведки и освоения уникальных и крупных нефтегазовых месторождений в АЗРФ требования о применении сейсмомониторинговых технологий 4D-4C для надежного контроля и управления деформационными процессами в недрах и профилактики техногенных землетрясений с катастрофическими последствиями. Эта мера позволит избежать повторения на шельфе АЗРФ тяжелых аварий с гигантскими выбросами газа и нефти, подобных тем, что имели место на суше при освоении Тазовского, Бованенковского и Кумжинского газовых месторождений.» [47]. В 2012 г. расширенный Экспертный совет по Арктике и Антарктике при Совете Федерации вновь подчеркнул необходимость усиления мер по расширению сети сейсмологических станций и восстановлении в стране собственной базы производства геофизического оборудования для мониторинга флюидодинамического режима недр. Обе эти рекомендации остались нереализованными к моменту запуска самого крупного проекта по добыче нефти на арктическом шельфе - - установке на мелководном шельфе Печорского моря гравитационной мегаплатформы «Приразломная», поэтому на лицензионном участке и в его окрестностях не была сформирована система геофизического мониторингадинамикинедр. Действующая в ЗападнойАрктике федеральная система сейсмического мониторинга из-за тысячекилометровых расстояний между опорными станциями не обладает чувствительностью, достаточной для локального контроля низкоэнергетических сейсмических событий [48]. Перспективные предложения Единой геофизической службы РАН по формированию в регионе в 100 раз более чувствительной инновационной системы автоматизированного сейсмоакустического мониторинга деструкционных процессов в криосфере [46, 49] не получили финансовой поддержки ни от правительственных структур, ни от корпораций, держателей лицензий на освоение шельфовых ресурсов углеводородов. Вследствие приостановки на неопределенный срок Штокмановского проекта осталось неосуществленным предложение об установке на лицензионной площади Штокмановского газоконденсатного месторождения локальной донной сети сейсмоакустического контроля тектонических процессов формирования мульды проседания и флюидодинамики в зонах отбора газа из глубинных залежей [50] (рис. 2). Более того, несмотря на позитивную оценку со стороны экспертного сообщества и региональных органов управления запатентованных в России мурманскими организациями ключевых компонентов волоконно-оптических измерительных средств (ВОИС) для морских геофизических исследований, ни на федеральном, ни на корпоративном уровнях не были организованы целенаправленные опытно-конструкторские работы по созданию донных кабельных сетей для перманентного геофизического мониторинга динамики недр в арктических условиях. Возможной причиной такой управленческой пассивности была надежда оснастить российские шельфовые промыслы импортной мониторинговой аппаратурой, аналогичной той, что эффективно внедрена в практику норвежскими и британскими нефтегазовыми компаниями в Северном море и на западной окраине Баренцевоморского шельфа (вне ареала распространения субаквальной вечной мерзлоты). Рис. 2. Принципиальная схема построения донной сейсмоакустической многокомпонентной сети на основе волоконно-оптических измерительных систем (по [50]) 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz