Север и рынок. 2018, № 5.

Рис. 7. Обследование аэродромных плит в аэропорту «Хибины». Разрушение поверхности плит и ребер плит на стыках Дискуссия (заключение) При создании Центра климатических испытаний материалов и конструкций, работающих в условияхАрктики, планируемого дорожной картой арктическогоматериаловедения [2, 3], целесообразно использовать базу и опыт ФИЦ КНЦ РАН в виде имеющихся испытательных стендов КИЦСМИ и специалистов. Кольский центр, в соответствии с существующими нормативными требованиями надзорных органов, способен обеспечить контроль и мониторинг строительных материалов и сооружений, за исключением металлических конструкций, работающих в арктической зоне РФ. Кольский центр, имея соответствующую аттестацию надзорных органов, также проводит радиационный контроль исходного сырья, строительных материалов и сооружений, при этом уровень исследования материалов и мониторинг состояния арктических неметаллических объектов соответствует уровню сегодняшних требований. Изучаемые неметаллические материалы и объекты обладают значительно отличающимися прочностными, теплоизоляционными свойствами, морозо- и водостойкостью в пресной и морской воде [4-17]. Для железобетонных конструкций дополнительно к определяемым КИЦСМИ характеристикам требуется проведение контроля состояния металлических элементов, подверженных коррозионному разрушению. Подобные исследования проводятся в Институте проблем нефти и газа СО РАН (г. Якутск), Институте химии ДВО РАН и Центральном научно-исследовательском институте конструкционных материалов «Прометей» им. И. В. Горынина (ЦНИИ КМ «Прометей») — обособленном подразделении НИЦ «Курчатовский институт». Последние две организации, хотя и не расположены в арктической зоне, но имеют полигоны для испытаний преимущественно металлических материалов и конструкций и квалифицированные кадры. В ФИЦ КНЦ РАН, помимо ИХТРЭМС, взаимодействие инженерно­ технических сооружений с природной средой в условиях арктического климата изучают также в Институте проблем промышленной экологии Севера с 1989 г., а в Центре физико-технических проблем энергетики Севера иисследуют воздействия геоиндукционных токов наЛЭП, трубопроводы,железнодорожные пути и др. Обобщение вышеотмеченными организациями накопленного опыта по изучению состояния широкого круга разнородных материалов и сооружений с их использованием в арктической зоне может стать основой создания современного Центра климатических испытаний. С учетом важности АЗРФ для экономики страны, значительных ее размеров и разнообразия климатических условий в Арктике необходимо создание целой сети таких сертифицированных центров с координацией используемых ими методик исследований применительно к однотипным материалам. Появление новых полимерных, композиционных, гибридных материалов и изделий на их основе для эксплуатации в арктических условиях предполагает разработку специальных (дополнительных) методик контроля свойств, нормативной документации на такие материалы и рекомендаций по условиям их использования. Реализация идеи создания Единого центра климатических испытаний материалов и конструкций, работающих в условиях Арктики, может быть осуществлена в рамках государственной программы, предусматривающей создание современной научно-технической документации, регламентирующей проведение испытаний материалов, технических устройств и сооружений, а также комплектацию современным оборудованием всех подразделений Центра климатических испытаний, в том числе функционирующего испытательного центра КИЦСМИ в ФИЦ КНЦ РАН. Литература 1. Научно-технические проблемы освоения Арктики: науч. сессия Общего собрания РАН 16 декабря 2014 г. / под ред. Н. П. Лаверова, В. И. Васильева, А. А. Макоско. М.: Наука, 2015. 490 с. 2. К вопросу построения дорожной карты отечественного арктического материаловедения / В. М. Бузник [и др.] // Материаловедение. 2017. № 4. С. 8-16. 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz