Север и рынок. 2018, № 5.

которые снижают плотность бетона, но при этом приводят к потере прочности. В дальнейшем, при повышении нагрузок на стены и развитии в них внутренних напряжений, превышающих допустимые величины, происходит образование трещин в блоке. 2. В процессе эксплуатации дома, ввиду недостаточной защиты наружных стен от внешних воздействий, в стеновых блоках развивались коррозионные процессы, приведшие к разрушению структуры бетона. 3. Использованный при приготовления бетона в качестве крупного заполнителя филлитовый щебень относится к потенциально реакционноспособным глинисто-слюдянистым горным породам, которые при определенных условиях оказывают влияние на расширение и трещинообразование в бетоне в результате реакции между заполнителем и щелочами цемента. Наиболее важными факторами таких условий являются: содержание щелочей в цементе, температура укладки и твердения бетона, влажность и агрессивность окружающей среды, качество и содержание цемента в бетоне, размер и химическая активность заполнителя. По результатам выполненных исследований заказчик провел ремонтные работы по упрочнению дефектных конструкций дома. Также в 2015 г. по договору с Северо-Западнымцентром «СевРАО»—филиалаФГУП «РосРАО» было проведено обследование физического состояния бетона стапельных плит и плит передвижения пункта долговременного хранения радиоактивных отходов в отделении Сайда-Губа (рис. 6). Обследование производили путем осмотра поверхности плит, оценки вида и степени разрушения бетона, отбора и анализа проб с дефектных мест. а б в Рис. 6. Обследование состояния бетонных плит в пункте хранения радиоактивных отходов в Северо-западном центре «СевРАО»: а — химическая коррозия бетона; б — недостаточная морозостойкость бетона; в — нарушения защитной гидроизоляционной пленки и цементного слоя В результате обследования было выявлено 15 причин возможного разрушения бетона, из которых наиболее существенными являлись: • химическая коррозия бетона, подтвержденная химическими и физико-химическими анализами; • недостаточная морозостойкость бетона; • нарушения полимерной защитной гидроизоляционной пленки и поверхностного цементного слоя; • на стапельных плитах производится резка крупных металлоконструкций (корпусов отсеков), что загрязняет и полностью разрушает гидроизоляционное полимерное покрытие. По результатам обследования и анализа отобранных проб материалов были разработаны рекомендации по устранению и ремонту дефектных мест. В 2018 г. были обследованы аэродромные плиты взлетных полос аэропорта «Хибины» (г. Апатиты) (рис. 7). Прочность бетона железобетонных плит, определенная методом отрыва со скалыванием, в основном соответствовала проекту, но на некоторых плитах отмечено нарушение поверхностного слоя бетона в виде шелушения и сколов, что недопустимо по ГОСТ 25912-2015 «Плиты железобетонные предварительно напряженные для аэродромных покрытий. Технические условия» (п. 5.9.2). Нарушение поверхностного слоя на некоторых плитах достигало 80 %. Мониторинг состояния плит продолжается. 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz