Север и рынок. 2018, № 5.

3. Производство общественных благ («северная специфика») Благосостояние граждан той или иной страны определяется объемом производимых товаров и услуг и находит свое реальное выражение в величине валового внутреннего продукта. Важное место в нем занимают специфические общественные блага. Теория общественных благ связана с именами известных ученых-экономистов П. Самуэльсона, Э. Остром, Х. Демсица [5-8]. Общественное благо (англ. public good) — благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет. Общественные блага совсем не похожи на частные блага (доступные в потреблении и приносящие пользу только владельцу), практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить (эффект безбилетника) [7]. Характеристики общественных благ хорошо известны, среди них: 1) признак неисключения — практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага; 2) признак неконкурентности в потреблении — потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим; 3) признак неделимости — благо нельзя разложить на отдельные единицы; 4) невозможность адекватно сопоставить результаты с затратами (подробнее см.: [9]). Это затрудняет экономическую оценку результатов хозяйственной деятельности при производстве таких благ. Они, как правило, предоставляются за счет государства. В данной работе мы будем рассматривать следующие общественные блага: национальную оборону (абсолютное общественное благо), здравоохранение и образование (в части предоставления услуг государством). Особо хотелось бы остановиться на последней характеристике общественных благ. О размере предоставления общественных благ мы судим по величине государственных затрат (издержек) на их производство (см.: табл. 2), но не по величине результата их производства. Таблица 2 Затраты государства в консолидированный бюджет РФ на производство общественных благ, млрд руб./% № п/п Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 Средняя доля в ВВП 2013-17 гг., % 1 ВВП 73133,9/100 79199,7/100 83387,2/100 86148,6/100 92037,2/100 - Расходыв ВВП (абс.) 2 на образование 2888,8/3,95 3037,3/3,84 3034,6/3,64 3103,1/3,60 3264,2/3,55 -/3,72 3 на здравоохранение 2318,0/3,17 2532,7/3,20 2861,0/3,43 3124,4/3,63 2820,9/3,07 -/3,40 4 на национальную оборону 2105,5/2,88 2480,7/3,13 3182,7/3,82 3777,6/4,39 2854,2/3,10 -/3,46 5 Сумма строк 2-4 10,58 Примечание. Рассчитано по: URL: http://budget.gov.ru/epbs/faces/p/%D0%91%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82/%D0%A0 %D0%B0%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%85%D0%BE %D0%B4%D1%8B%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BB %D1%8F%D0%BC?_adf.ctrl-state=14luzb1njx_112&regionId=45 (дата обращения: 06.06.2018) [10]; URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/tab1.htm (дата обращения: 06.06.2018) [2]. Представляется, что данную проблему можно разрешить. Для этого мы должны определить величину макроэкономической рентабельности (см.: табл. 3). Такой подход вполне корректен, так как любой рубль затрат (издержек) в экономике приносит больший результат (в ВВП имеется такой вид дохода, как валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы (см.: [11])). Результаты расчетов производства общественных благ можно найти в табл. 4. 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz