Север и рынок. 2018, № 5.

DOI 10.25702/KSC.2220-802X.5.2018.61.55-61 УДК 330.5 О СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ, БРЕКСИТЕ И ПРОИЗВОДСТВЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ НА СЕВЕРЕ В. Б. Акулов доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории и менеджмента Институт экономики и права Петрозаводского государственного университета г. Петрозаводск Аннотация . Работа посвящена взаимоотношению системы национальных счетов (СНС) с макроэкономическими процессами, протекающими в национальных экономиках. В работе рассмотрены примеры взаимосвязи изменений в системе национальных счетов (переход от СНС 1993 к СНС 2008) и процесса выхода Великобритании из Европейского союза, а также влияние перехода к СНС 2008 на производство общественных благ в северных регионах России . Для этого автор рассчитал среднюю макроэкономическую рентабельность в российской экономике за последние пять лет. Теоретические выводы подтверждены значительным эмпирическим материалом, представленным в статье. В результате исследования автор пришел к выводу о том, что затраты (издержки) государства на предоставление таких общественных благ, как образование, здравоохранение и оборона, на одного человека на севере России заметно выше. С учетом средней макроэкономической рентабельности доля общественных благ в результатах функционирования национальной экономики северных регионов оказалась выше более чем на четверть, по сравнению с их долей в ВВП, рассчитанном на основе традиционной методики суммы расходов (издержек). Это позволяет говорить об определенной недооцененности роли северных субъектов в общем результате функционирования национальной экономики Российской Федерации. Ключевые слова: система национальных счетов, валовой внутренний продукт, брексит, общественные блага (производство и затраты на производство), экономика Севера. ON THE SYSTEM OF NATIONAL ACCOUNTS, BREXIT, AND PUBLIC GOODS PRODUCTION (THE NORTHERN SPECIFICS) V. B. Akulov Doctor of Sciences (Econ.), Professor, Head of Department of Economics Institute of Economics and Law, Petrozavodsk State University, Petrozavodsk Abstract : The article is devoted to the relationship of the system of national accounts (SNA) with macroeconomic processes occurring in national economies. The paper examines examples of the relationship between changes in the system of national accounts (transition from the 1993 SNA to the 2008 SNA) and the UK exit process from the European Union, as well as the impact of the transition to the 2008 SNA on public goods production in the northern regions of Russia. For this, the author calculated the average macroeconomic profitability in the Russian economy over the past five years. Theoretical conclusions are confirmed by significant empirical material presented in the article. As a result of the study, the author came to the conclusion that the costs (costs) of the state for the provision of public goods such as education, health care and defense per person in the north of Russia are noticeably higher. Taking into account the average macroeconomic profitability, the share of public goods in the results of the functioning of the national economy of the northern regions was higher by more than a quarter than their share in GDP, calculated on the basis of the traditional methodology for the amount of expenditures (costs). This makes it possible to speak about a certain underestimation of the role of northern regions in the overall result of the functioning of the national economy of the Russian Federation. 1. Система национальных счетов Система национальных счетов (СНС) представляет собой совокупность макроэкономических счетов, построенных на основе системы двойной записи. Принципами системы национальных счетов являются: 1. Показатели уровня «макро-» получаются в результате агрегирования (суммирования) показателей уровня «микро-» (валовой внутренний продукт — это сумма добавленных стоимостей, созданных всеми предприятиями страны за определенный период времени). Стоит заметить, что в Российской Федерации существует несоответствие (противоречие) между показателями на уровне «макро-» и показателями на уровне «микро-». На уровне национальной экономики мы признаем 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz