Север и рынок. 2018, № 5.

Индикатором миграционных процессов выбран коэффициент миграционного прироста, так как он является относительным показателем, что делает его независимым от будущих изменений численности населения. Кроме того, минимальный набор индикаторов должен включать среднегодовую численности населения территории. Этот показатель во многом является производным от предыдущих, но он позволяет более наглядно продемонстрировать демографические перспективы территории и используется для расчета множества других важных социально-экономических индикаторов. Полученный минимальный набор включает 5 индикаторов: • среднегодовая численность населения; • суммарный коэффициент рождаемости; • ожидаемая продолжительность жизни при рождении; • коэффициент миграционного прироста населения; • коэффициент младенческой смертности. Представленный перечень не исчерпывает все демографические показатели, которые могут потребоваться для отражения целей стратегических документов. Поэтому дополнительные индикаторы могут быть добавлены к минимальному набору исходя из остроты отдельных демографических проблем и целей стратегии. Так, некоторым регионам Крайнего Севера и Арктики может потребоваться индикатор числа кочевых родовых общин коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни13. Он позволит учитывать интересы коренных народов при формировании системы расселения, сохранить их традиционный образ жизни и обеспечить этнокультурное развитие. Регионам с высокой неравномерностьюдемографического развития предлагается применять коэффициент межмуниципальных различий (среднее арифметическое коэффициентов вариации по демографическим показателям). Северные территории с угрожающим ростом демографической нагрузки могут дополнить список индикаторами возрастного состава населения (доля населения трудоспособного возраста, коэффициенты демографической нагрузки), а территории с высокой смертностью отдельных групп населения — дополнительными показателями смертности (продолжительность жизни по полу и типу поселения, материнская смертность, смертность от внешних причин и различных групп болезней, смертность от дорожно-транспортных происшествий и др.). Для решения проблемы несогласованности сроков стратегических документов необходимо определять значения целевых индикаторов по всем этапам реализации стратегий, а сроки завершения этапов делать кратными 5 годам: 2020, 2025, 2030, 2035 и т. д. Методическое обеспечение демографического планирования Методологической основой стратегического планирования должны стать современные управленческие модели, такие как New Public Management и Good Governance [16], а также модели информационного общества и электронного правительства [17], предоставляющие новые инструменты учета, контроля и прогнозирования выполнения стратегических целей, особенно в социальной сфере. Среди методик индикативного планирования представляют интерес сбалансированная система показатель (англ. — Balanced Scorecard) и ключевые показатели эффективности (англ. — Key Performance Indicators) [18]. К хорошим примерам региональных стратегий можно отнести Стратегию социально­ экономического развития Вологодской обл. до 2030 г., в которой главной цельюявляется народосбережение. Принципы проектного и программного управления эффективно применяются в Стратегии социально­ экономического развития Ленинградской обл. до 2030 г. (проектная инициатива «Здоровье населения»). При формулировке целей необходимо руководствоваться принципами устойчивого развития (англ. — Sustainable Development), учитывать взаимовлияние демографических, социально­ экономических и экологических процессов. Демографические целевые индикаторы должны быть взаимосвязаны и согласованы не только друг с другом, но и с другими показателями. Такие индикаторы, как площадь жилых помещений на одного жителя или число занятых зависят от демографических показателей. В то же время экологическая емкость территории и мощность социальной инфраструктуры могут ограничивать численность населения. 13Индикатор содержится в Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 г. Документ предусматривает рост значения индикатора со 140 до 151 ед. за 15 лет. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz