Север и рынок. 2018, № 5.

В целом можно сделать вывод о том, что не существует даже минимального набора индикаторов, который бы применялся в подавляющем большинстве стратегических документов. Методические рекомендации для субъектов РФ были опубликованы только в 2016 г. и не содержат многих важных показателей (например, суммарного коэффициента рождаемости и младенческой смертности), а многие из рекомендуемых в документе показателей взаимозаменяемы. В такой ситуации сопоставление стратегических установок различных субъектов и уровней планирования вызывает трудности, что отрицательно сказывается на качестве системы стратегического планирования. В условиях высокой разрозненности целевых индикаторов сложно выработать механизмы координации и контроля реализации стратегий. Анализ целевых установок стратегий Несопоставимы не только наборы индикаторов, но и горизонты планирования стратегий. На 2017 г. 36 стратегий разработаны до 2020 г., 29 — до 2025 г. и 39 — до 2030 г. Есть стратегии и с более экзотическими горизонтами планирования: 2022, 2026, 2028 и 2034 гг. В ближайшее время большинство новых стратегий будет нацелено на 2035 г. в связи с разработкой федеральной стратегии. Средний горизонт планирования стратегий составляет 15,0 лет. Произвольный выбор регионами сроков реализации стратегий делает систему стратегического планирования менее цельной, затрудняет сопоставление задач и результатов. Оценим амбициозность и достижимость стратегий при помощи показателя среднегодового целевого прироста ОПЖ при рождении, под которым будем понимать отношение между разностью целевого и базового значений показателя ОПЖ и горизонтом планирования в годах. Показатель отражает среднегодовое увеличение показателя ОПЖ, при котором поставленная в стратегическом документе цель будет успешно достигнута. Показатель ОПЖ в качестве базового для сравнения стратегий выбран по трем причинам. Во-первых, это важнейший индикатор степени социально-экономического развития территорий и качества жизни. «В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения ОПЖ не только выступает измерителем собственно уровня смертности, но и является характеристикой уровня и качества жизни населения, состояния его здоровья» [14, с. 136]. Кроме того, «здоровье и богатство являются важнейшими составляющими благосостояния и обычно (хотя и не всегда) они идут рядом... Для большинства стран пропорциональное увеличение дохода связано с таким же увеличением продолжительности жизни, точно так же, как и с ростом удовлетворенности жизнью» [15, с. 49-50.]. Во-вторых, показатель ОПЖ — это самый распространенный индикатор в стратегических документах России. Он встречается почти в 70 % стратегий. Согласно данным ООН, ОПЖ применяется в 185 странах и регионах мира10. В-третьих, показатель в силу независимости от состава населения позволяет сравнивать различные территории и в разные моменты времени. На рис. 2 кругами отмечены субъекты РФ, в стратегиях которых есть целевые значения индикатора ОПЖ. При наличии нескольких сценариев учитывался тот, который считается в тексте стратегии базовым. На горизонтальной оси показано значение продолжительности жизни, которое берется в стратегии за точку отсчета. Чем правее находится регион, тем больше в нем значение ОПЖ на момент разработки стратегии. На вертикальной оси отмечен среднегодовой целевой прирост показателя ОПЖ. Чем выше расположен регион, тем более амбициозны его стратегические устремления в области борьбы со смертностью и повышения качества жизни. Размер кругов пропорционален численности регионов на 2017 г. Представленная на рис. 2 диаграмма рассеяния показывает, что амбициозность целей стратегий находится в обратной зависимости от начального уровня продолжительности жизни. Иными словами, чем начальный уровень показателя выше, тем меньший среднегодовой прирост предполагают сценарии стратегий (коэффициент линейной корреляции -0,352). Нацеленность на решение демографических проблем у отстающих регионов должна со временем сгладить существующую сегодня поляризацию демографического развития. Среди всех субъектов РФ наименее амбициозные цели у Московской обл., у которой на момент разработки стратегии до 2020 г. показатель ОПЖ составлял всего 65,7 лет. Целевой среднегодовой прирост показателя составил лишь 0,107 лет. Цель этой стратегии уже была перевыполнена. Отметим, что новый проект Стратегии Московской области до 2030 г. более оптимистичен (0,44). На другом 10Рекомендации Конференции европейских статистиков для измерения устойчивого развития. Нью- Йорк и Женева: ООН. 2014. С. 102. 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz