Север и рынок. 2018, № 5.

«Разработано множество документов стратегического планирования, часть из которых не согласована друг с другом и не обновлялась с момента утверждения» [11, c. 36]. «Стратегии федеральных округов и отдельных территорий не вписаны в систему документов, увязанных с формированием программ и прогнозов в стране, а как следствие — они не влияют на бюджетный процесс и систему принятия стратегических решений в Российской Федерации» [12, с. 183]. Вместе с тем, отмечается, что в практике разработки региональных демографических концепций распространено механическое перенесение положений федеральных документов без учета местной специфики: «Нужны другие содержательные оценки, учитывающие исторические, геополитические, природно-географические и иные особенности» [13]. Исходя из этого нам представляется уместным разработка минимального набора индикаторов для стратегических документов, который бы отражал наиболее важные демографические характеристики развития территорий Севера, что позволит согласовать целевые установки стратегий различных уровней. При реализации стратегических документов этот набор должен дополняться индикаторами, способствующими решению наиболее острых задач, характерных для конкретной территории. Таким образом будут одновременно решены две проблемы — несогласованность сценариев разных уровней управления и отсутствие учета территориальной специфики. Анализ стратегических документов Основным исследовательским методом исследования стал контент-анализ (анализ содержания) стратегических документов. Информационную базу исследования составили 112 документов стратегического планирования. Это 8 федеральных документов (4 стратегии и 3 концепции и 1 указ), стратегии 8 федеральных округов, 85 субъектов РФ, а также 11 городов с численностью населения более одного миллиона человек. Особое внимание уделялось стратегиям северных субъектов РФ. В некоторых регионах анализировались проекты стратегий, находящиеся на завершающей стадии разработки. Источником текстов стратегий послужили официальные сайты органов государственной власти, субъектов РФ, городов и сайт ГАИС Управление8. Подробно рассмотрим документы федерального уровня. Вплоть до принятия находящейся в разработке Стратегии развития России до 2035 года 9 важнейшим стратегическим документом федерального уровня будет оставаться Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года , утвержденная в 2008 г. В числе ее ожидаемых результатов названо «преодоление негативных демографических тенденций, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста». Из демографических индикаторов в концепции содержатся общая численность населения и ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ): «Необходимо обеспечить стабилизацию численности населения на уровне не ниже 142­ 143 млн чел. к 2015 г. и создание условий для повышения к 2025 г. численности населения до 145 млн чел. и средней продолжительности жизни до 75 лет». Другой важнейший стратегический документ, посвященный решению демографических проблем — Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная в 2007 г. Перечень демографических индикаторов документа обширен: численность населения («стабилизация численности населения к 2015 г. на уровне 142-143 млн чел. и создание условий для ее роста к 2025 г. до 145 млн чел.»), ОПЖ (70 лет в 2015 г. и 75 лет в 2025 г.), суммарный коэффициент рождаемости (увеличение в 1,5 раза), уровень смертности («сокращение не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин»), уровень материнской и младенческой смертности (сокращение не менее чем в 2 раза), миграционный прирост (более 300 тыс. чел. ежегодно). В Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (от 7 мая 2018 г.) ставятся наиболее амбициозные цели: повышение ОПЖ к 2024 г. до 78 лет (к 2030 г. — до 80 лет); увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет; обеспечение устойчивого естественного роста численности населения; увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,7; снижение показателей смертности населения трудоспособного возраста (до 350 случаев на 100 тыс. населения), смертности от различных причин; 8URL: http://gasu.gov.ru/stratdocuments?docLevel=2&docType=105&docType=406. 9URL: http://gasu.gov.ru/strategy-2035/. 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz