Север и рынок. 2018, № 5.
стратегических документов: применение устаревших методических приемов, слабое использование современных информационных технологий [1, с. 8], отсутствие действенной системы мониторинга эффективности [2, с. 32] и др. Рассматривалась иерархия документов стратегического планирования [3, с. 23-25]. Тем не менее, работ, которые ставили бы своей целью анализ содержания всей системы стратегических документов России, недостаточно. Имеются публикации с анализом горизонтов планирования стратегий на уровне субъектов РФ и количества внесенных в них корректировок [4], но за рамками исследований остались целевые установки регионов. Кроме того, большинство публикаций ограничивается анализом стратегических документов только одного уровня управления, чаще всего федерального [5] или уровня субъектов РФ [4]. В данной статье основным предметом анализа стали демографические целевые индикаторы и сценарии в стратегиях социально-экономического развития. Под целевыми индикаторами (целевыми показателями) понимаются количественные или качественные показатели, характеризующие реализацию целей стратегических документов. Место индикаторов в системе стратегического планирования схематически представлено на рис. 1. Индикаторы связывают целеполагание с реализацией стратегических документов при помощи контроля и корректировок целевых значений. Рис. 1. Место целевых индикаторов в системе стратегического планирования. Составлено авторами Целевые значения индикаторов определяются на основе долгосрочных прогнозов социально экономического развития. В большинстве случаев разрабатывается несколько сценарных вариантов. Инерционные (или консервативные) сценарии показывают, какими будут демографические изменения в том случае, если стратегические мероприятия не будут реализованы. Целевые (или базовые) сценарии отражают ту демографическую ситуацию, к которой стремится территория. Оптимистичные сценарии характеризуют самые благоприятные демографические перспективы. Наибольший интерес представляют целевые сценарии, так как именно они применяются при контроле достижения целевых установок стратегий. Они количественно описывают ожидаемые результаты от реализации стратегий и стратегическое видение территории. Исследования показывают, что влияние целеполагания на эффективность государственных организаций и органов власти может быть очень существенным [6]. Разработаны критерии для определения подходящих индикаторов достижения целей [7]. Среди демографических наиболее исследованы индикаторы смертности и продолжительности жизни [8]. Свои системы индикаторов различных сфер социальной жизни, включая демографические процессы, разработаны многими международными организациями (ООН, ОЭСР, Всемирный банк и другие [9]). Однако в научных публикациях не нашли широкого отражения вопросы разработки комплексных систем демографических индикаторов в стратегическом управлении. Проблема разрозненности системы стратегического планирования России отмечена в научных публикациях, но преимущественно без количественных оценок степени несогласованности. «Отсутствие единых подходов к методам прогнозирования и ясных положений по увязке прогнозных, целевых, программных и плановых показателей и индикаторов приводит к неоправданным в масштабах государства затратам и не гарантированному качеству всей системы» [10, с. 47]. 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz