Север и рынок. 2018, № 5.

С помощью контент-анализа стратегий различных уровней и сравнения их целевых установок по повышению продолжительности жизни выявлены недостатки сложившейся в России системы стратегического демографического планирования: несопоставимость целевых индикаторов, несогласованность их значений и сроков достижения. Предложен и обоснован минимальный набор демографических индикаторов для стратегий социально- экономического развития северных регионов: общая численность населения, суммарный коэффициент рождаемости, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, коэффициент миграционного прироста и коэффициент младенческой смертности. Составлен перечень дополнительных индикаторов, которые могут применяться для решения отдельных наиболее острых проблем демографического развития Севера. Приведены примеры лучших практик реализации демографических аспектов в стратегическом планировании. Результаты исследования могут найти применение в практике разработки стратегий социально-экономического развития, а также в исследованиях систем стратегического планирования. Ключевые слова: стратегическое планирование, демография, индикаторы, сценарии, стратегии, Север России. DEMOGRAPHIC INDICATORS AND SCENARIOS IN STRATEGIC PLANNING OF THE RUSSIAN NORTH A. V. Smirnov PhD (Econ.), Researcher Institute of Socio-Economic and Energy Problems of the North, Federal Research Center “Komi Science Centre, Ural Branch, RAS”, Syktyvkar, Russia U. V. Lytkina Chief Expert State Institution of the Republic of Komi “Centre for Support to Economic Development of the Republic of Komi”, Syktyvkar Abstract. The article aims to develop proposals for improving the system of indicators and scenarios of demographic development in the strategic planning of the North of Russia. 112 strategic documents were the object of the study. The experience of using demographic target indicators in strategies from the municipal to the federal level is considered. A methodical approach is proposed to compare the degree of consistency and ambitiousness of the targets of strategic documents of different levels on the basis of a statistical analysis of the target average annual increase in the values of the target indicators. Using the content analysis of various levels of strategies and a comparison of their targets for increasing life expectancy, the shortcomings of the current system of strategic demographic planning in Russia were revealed: incompatibility of target indicators, inconsistency of their values and dates of achievement. A minimum set of demographic indicators for the strategies of social and economic development of the northern regions was proposed and substantiated: total population, total fertility rate, life expectancy at birth, migration growth rate, and infant mortality rate. A list of additional indicators has been compiled that can be applied to solve some of the most acute problems of the demographic development of the North. Examples of the best practices for the implementation of demographic aspects in strategic planning are given. The results of the study can be applied in the practice of developing strategies for socio-economic development, as well as in studies of strategic planning systems. Keywords: strategic planning, demography, indicators, scenarios, strategies, the North of Russia. Актуальность исследования Демографическая ситуация в северных регионах России характеризуется рядом проблем, среди которых неравномерность пространственного развития, низкая продолжительность жизни, естественная убыль населения и миграционный отток из ряда важных для экономики территорий. В связи с остротой проблем в системе стратегического планирования России необходимо уделить особое внимание управлению демографическим развитием Севера. Цель статьи состоит в разработке предложений по совершенствованию системы индикаторов и сценариев демографического развития в стратегическом планировании северных регионов России. Главным нормативно-правовым актом, регламентирующим стратегическое планирование в России, является Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Он устанавливает правовые основы стратегического планирования, регламентирует полномочия и координацию разных уровней стратегического управления: федерального, субъектов РФ и муниципального. Количество публикаций о стратегическом планировании в России после принятия закона и ряда основополагающих стратегических документов увеличилось многократно. В научных работах отмечались недостатки разрабатываемых 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz