Север и рынок. 2018, № 5.
в трудоспособном возрасте в центральные и южные регионы России и пр. Основным принципом реализации государственной социальной политики в сфере здравоохранения и образования регионов Арктической зоны Российской Федерации должен являться учет специфики этой территории — неблагоприятные климатические условия, недостаточная обеспеченность объектами социальной инфраструктуры, значительная пространственная дифференциация и пр. Основными направлениями государственной социальной политики в сфере уровня здоровья населения и развития здравоохранения должны являться: государственное регулирование и протекционизм в вопросах развития системы здравоохранения арктических регионов; формирование дифференцированных механизмов государственной политики в сфере развития здравоохранения населенных пунктов различного типа, особенно удаленных и малонаселенных поселений субъектов Арктической зоны РФ, направленных на сохранение и развитие в них объектов здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь; совершенствование и актуализация нормативных показателей кадрово-инфраструктурной обеспеченности объектов здравоохранения с учетом необходимости применения более высоких их значений в арктических регионах — в связи с низкой транспортной доступностью поселений; развитие системы раннего выявления заболеваний, патологических состояний и факторов риска их развития, включая проведение медицинских осмотров и диспансеризации населения; обеспечение повышения кадрового потенциала медицинских учреждений, условий для закрепления кадров, в т. ч. внедрение программ целевой подготовки медицинских кадров для субъектов Арктической зоны РФ. Государственная политика в сфере развития системы образования арктических регионов должна в большей степени быть ориентирована на подготовку собственных кадров, в том числе из представителей коренных малочисленных народов Севера. Основными направлениями развития образования должны являться: развитие и более широкое внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий; повышение инновационности образовательного процесса; развитие индивидуальных образовательных маршрутов на основе внедрения модульных программ профессиональной подготовки в соответствии с реальными потребностями арктического рынка труда; сохранение специфических арктических форм предоставления общего образования — малокомплектных школ, стойбищных и кочевых образовательных учреждений, школ-интернатов и пр.; развитие сетевых форм предоставления образовательных услуг населению учреждениями профессионального образования, включающее не только первичное профессиональное образование молодежи, но и подготовку и переподготовку местных жителей более старших возрастов; разработка и внедрение в неарктических вузах программ обучения по двухпрофильным специальностям, одна из которых востребована для Арктики; развитие высшего образования в арктических регионах. Совершенствование системы образования и здравоохранения должно стать ключом к модернизации арктической экономики, фундаментальным фактором саморазвития территории российской Арктики. Падение уровня здоровья населения арктических регионов России, дефицит квалифицированных кадров, отсутствие адекватных, учитывающих специфические особенности Арктики и безотлагательных изменений в здравоохранении и образовании в перспективе будет лишь усиливаться, что негативно скажется на формировании и развитии человеческого капитала, являющегося одним из основных ресурсов саморазвития российской арктической социально экономической территориальной системы. Литература 1. Татаркин А. И. Саморазвитие территориальных социально-экономических систем как потребность федеративного обустройства России // Экономика региона. 2013. № 4 (36). С. 9-26. 2. Саморазвивающиеся социально-экономические системы. Теория, методология, прогнозные оценки: в 2 т. Т. 1. Теория и методология формирования саморазвивающихся социально-экономических систем / под ред. акад. РАН А. И. Татаркина. М.: Экономика, 2011. 308 с. 3. Саморазвивающиеся социально-экономические системы. Теория, методология, прогнозные оценки: в 2 т. Т. 2. Проблемы ресурсного обеспечения саморазвития территориальных социально экономических систем / под ред. акад. РАН А. И. Татаркина. М.: Экономика, 2011. 387 с. 4. Татаркин А. И., Дорошенко С. В. Регион как саморазвивающаяся социально-экономическая система: переход через кризис // Экономика региона. 2011. № 1. С. 15-23. 5. Бородин В. А. Оценка потенциала саморазвития региональной экономики и повышение ее эффективности на основе интеграции территорий в рамках макрорегиональной агломерации / В. А. Бородин [и др.] // Вопросы региональной экономики. 2017. Т. 32,№ 3. С. 18-25. 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz