Север и рынок. 2018, № 5.

Основные показатели профессионального образования в регионах Арктической зоны Российской Федерации, 2005-2016 гг. [17] Таблица 3 Учебный год Показатель 2005/ 2010/ 2011/ 2012/ 2013/ 2014/ 2015/ 2016/ 2006 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Число государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования, головные/филиалы, ед. Мурманская обл. 2/20 2/15 2/9 2/14 2/11 10/8 6/5 2/5 Ненецкий АО -/2 -/- -/- -/- -/- -/- -/- -/- Ямало-Ненецкий АО -/26 -/19 -/19 -/18 -/16 -/19 -/11 -/4 Чукотский АО -/ -/- -/1 -/- -/2 -/2 -/2 -/2 Численность студентов в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования, тыс. чел. Мурманская обл. 27,3 22,1 19,7 18,2 14,8 13,8 11,4 8,3 Ненецкий АО 0,3 - - - - - - - Ямало-Ненецкий АО 11,5 8,0 7,1 5,6 - - - - Чукотский АО - - 0,1 0,1 - - - 0,3 Число государственных и муниципальных профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, головные/филиалы, ед. Мурманская обл. 12/14 15/8 15/8 23/9 25/7 22/6 21/5 21/6 Ненецкий АО 2/- 2/- 2/- 2/- 3/- 3/- 2/- 3/- Ямало-Ненецкий АО 9/2 5/- 5/3 5/3 6/- 4/1 7/1 8/5 Чукотский АО 1/5 1/- 1/- -/- 4/- 1/- 4/- 3/- Численность студентов в государственных и муниципальных профессиональных образовательных организациях, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, тыс. чел. Мурманская обл. 13,1 10,7 10,5 10,5 15,8 14,9 15,4 12,9 Ненецкий АО 0,9 0,9 0,8 0,8 1,0 1,0 0,9 1,1 Ямало-Ненецкий АО 4,6 4,6 4,9 4,9 3,7 2,7 5,9 7,1 Чукотский АО 0,7 0,4 0,4 0,4 0,9 0,4 1,1 0,7 В сфере подготовки специалистов среднего звена, за исключением значительного роста числа государственных и муниципальных профессиональных образовательных организаций, осуществляющих деятельность в этой сфере в Мурманской обл. с 12 в 2005 г. до 21 в 2016 г., наблюдаются схожие с высшим образованием тенденции. Почти в 2 раза сократилось количество филиалов государственных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена; частный сектор этой составляющей образования развит в Арктике крайне слабо: в 2016 г. образовательную деятельность осуществляло лишь 2 организации — Кооперативный техникум Мурманского Облпотребсоюза (с головной организацией в г. Мурманск и тремя филиалами в Заозерске, Снежногорске и Ревде Мурманской обл.) и Новоуренгойский техникум газовой промышленности ПАО «Газпром» в Ямало­ Ненецком автономном округе. Численность студентов в государственных и муниципальных профессиональных образовательных организациях, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, за период с 2005 по 2016 гг. незначительно увеличилась (с 19,3 до 21,8 тыс. чел.), однако такой незначительный рост не в силах покрыть потребность регионов Арктической зоны России в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена. По даннымМинобрнауки России, ежегодная дополнительная потребность в 2018-2020 гг. составит около 8 тыс. чел. ежегодно в Ямало­ Ненецком автономном округе, более 6 тыс. чел. в Мурманской обл. и по 0,5 тыс. чел. в Ненецком и Чукотском автономных округах. Рассмотренные аспекты являются лишь малой частью проблемного поля развития социальной сферы арктических регионов России, куда, помимо указанных, относятся институциональные проблемы (так, в большинстве принимаемых законодательных актов федерального уровня последнего времени арктическая специфика никак не учитывается), влияние (текущее и перспективное) на социальную сферу существующего типа экономического развития — монопрофильность значительное число поселения Арктической зоны Российской Федерации, отток населения 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz