Север и рынок. 2018, № 5.
Факторы глобализации побуждают хозяйствующие субъекты — как предприятия, организации, так и субъекты и муниципалитеты РФ — к поиску новых решений экономических проблем, к выбору новых стратегий хозяйствования, к созданию прорывных технологических заделов, которые смогут обеспечить таким субъектам глобализационную унификацию с наименьшими потерями для их индивидуальных экономик и культур. Под влиянием факторов глобализации экономики общественное разделение труда переходит в новое качество, организационные структуры и экономические границы интернационализированного воспроизводственного процесса выходят за пределы национальных границ, не совпадая с ними, но одновременно идет взаимовлияние глобализации и воспроизводственных процессов внутри стран. С одной стороны, меняется структура воспроизводственного процесса внутри национальных экономик—он разделяется на два сектора. С другой стороны, в арктических государствах «происходит активное формирование воспроизводственного ядра экономики, основанного на новейшей технологической базе» [1]. В условиях современного мира факторы глобализации все больше имеют влияние на безопасность, прежде всего на экономический и экологический ее виды. Это относится и к регионам Крайнего Севера и Арктической зоны России. На эти виды безопасности значительное влияние оказывают факторы, связанные с глобальным изменением климата и с обострением борьбы за доступ к запасам и потенциальным ресурсам. Объективное содержание процесса глобализации можно охарактеризовать как возрастающую волну инноваций в технологиях, информации, торговле и финансах, что, скорее всего, отодвинет в сторону ослабленные и поэтому не способные адаптироваться к новому уровню развития цивилизации государства. Глобализация побуждает не только к выбору новых стратегий хозяйствования в будущем, но она уже сейчас требует заблаговременного создания познавательных, технологических, материально-культурных заделов, которые смогут обеспечить стабильное развитие хозяйствующих субъектов. Современные высокоскоростные средства электронной коммуникации должны проложить путь к преодолению транспортной недоступности суровых северных территорий и АЗРФ. Глобализация мировой экономики приводит к значительному расширению межгосударственных хозяйственных связей. В таких условиях еще более повышается роль транспорта. Это является весьма своевременным и актуальным на данном этапе развития этих территорий. Поэтому в настоящее время разрабатываются проекты, уже построены и строятся железнодорожные магистрали на Европейском Севере России и Полярном Урале, в Ямало-Ненецком автономном округе. По максимальному варианту предусматривается строительство железнодорожной линии до г. Магадана, что создаст условия для освоения Северо-Восточного региона РФ и вследствие чего появится возможность создания устойчивого железнодорожного сообщения с отдаленными территориями страны [8]. В Салехарде 11 мая 2018 дан старт реализации масштабного проекта по развитию транспортной инфраструктуры России — Северного широтного хода. Строительство ж.-д. магистрали «Северный широтный ход» будет завершено в 2023 г. [9] (рис.]). Также в АЗРФ проходит Северный морской путь — «главная национальная арктическая магистраль, соединяющая транспортные подсистемы Европейского, Сибирского и Дальневосточного Севера» [11, с. 29], развитие которой обусловлено прошедшим и предполагаемым развитием всей арктической транспортной системы РФ. Принципиально новые решения могут быть направлены также и на международное сотрудничество и национальную безопасность, которые будут обусловлены государственной инвестиционной и инновационной политикой, ориентированной на повышение не только качества жизни граждан, проживающих и хозяйствующих в сложных климатических условиях, но и на повышение качества человеческого потенциала. Надо заметить, что, например, качество жизни в городах определяется следующими ключевыми факторами: высокой транспортной доступностью, доступностью сервисов и услуг, благоприятной для человека экологической обстановкой, комфортностью жилья и высокой жилищной мобильностью, безопасностью городской среды [12, с. 107-108]. В то же время, например, в Стратегии социально-экономического развития Мурманской обл., которая полностью относится к АЗРФ, до 2025 г. была определена генеральная цель развития региона: «Рост человеческого потенциала и качества жизни населения Мурманской области на основе ее инновационного, устойчивого, социального, экономического и экологически сбалансированного развития, обеспечивающего статус области как конкурентоспособного региона...» [13, с. 108]. 182
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz