Север и рынок. 2018, № 5.
• ценность функций природного капитала на территории сельских районов Республики Коми составляет 31,1 млрд руб/год, наибольший вес приходится на территорию средней тайги (16,3 млрд руб, что составляет более 52 % от ценности сельских территорий региона) за счет суммарных площадей лесных экосистем; максимальные значения удельных показателей ценности лесных экосистем принадлежат территориям зоны северной тайги (2,3 тыс. руб/га) за счет значительных площадей хвойных лесов и болот); доминируют функции водоочистки (ее вес снижается от 40 % на севере до 4 % к югу) и защиты почв от эрозии (удельный вес в ценности услуг составляет от 37 % в северных муниципалитетах до 63 % в южных); • максимальную устойчивость имеют территории с высоким запасом экосистемных услуг (удельная ценность более 1000 руб/га). Средняя устойчивость характерна для муниципалитетов с удельной ценностью регулирующих услуг 700-1000 руб/га. Низкая устойчивость (при удельной ценности менее 700 руб/га) наблюдается в Сысольском и Прилузском районах (зонах средней и южной тайги, где наиболее низкая доля болотных и лесных экосистем с низкой долей хвойных пород растительности, что объясняет небольшой прирост подземного стока); • величина ценности лесопокрытых площадей может быть базой расчета стоимости причиненного экологического ущерба и его возмещения в виде платы природопользователей за негативное воздействие на окружающую среду. Так, на территории крайнесеверной и северной тайги (где основными сельскохозяйственными отраслями является олене- и скотоводство) ущерб составляет 1383,6-1794,7 и 1075,4-2338,9 руб/га соответственно, на территории средней тайги (где осуществляется в основном лесозаготовка) потеря/вырубка 1 га леса наносит ущерб в размере 650,1-1238,1 руб/га от потери ценности экосистемных благ природы, а в южной тайге —159,3 руб/га; • расширение обеспечивающих (сбор дикоросов, охотничьи и рыболовные ресурсы, оленьи пастбища, сбор и переработка лекарственных трав и плодов) и культурных услуг (щадящих для природы видов отдыха — экотуризм, рекреация) приводит к эффективному росту экосистемных услуг сельских территорий. Так, для самого крупного города региона отдых на сельских близлежащих территориях (25-80 км от г. Сыктывкара) гипотетически оценивается в 4,9 млрд руб/год за счет отдыха на спортивных базах, дачных комплексах и базах отдыха. Основными получателями выгод от использования рекреационных услуг (сельских территорий) являются объекты рекреации за счет аренды и ценности пребывания, при этом ценность пребывания (на объектах спортивных баз, пляжей и дачных комплексов) фактически не участвует на рынке услуг. Поэтому основной задачей для сельской экономики в сфере предоставления услуг населению является повышение спектра услуг, привлечение бизнеса для роста числа рабочих мест и занятости сельского населения. Сельская экономика напрямую зависит не только от качества природных ресурсов — плодородия почвенного покрова, качества древесины в лесах, красоты и эстетических параметров пригородной рекреации, но и от сохранения природного капитала в целом. В связи с этим к основным направлениям развития экосистемного подхода, а также методологии и практики оценки экологических услуг можно отнести следующие: 1. Внедрение схем платежей за использование экологических услуг, совершенствование механизмов платежей за пользование природными ресурсами на основе оценки ущерба с учетом потери экосистемных функций территории для аккумулирования финансовых средств в охрану окружающей среды. 2. Развитие экологического туризма, пригородной рекреации как форм наиболее щадящего природопользования, не уменьшающих объем экосистемных услуг, а наоборот, приводящих к его росту. 3. Включение в сферу практических действий на основе экосистемного подхода не только объектов ООПТ, но всех территорий природопользования с особым вниманием к районам низкой экологической устойчивости. Литература 1. The New Rural Paradigm. Policies and Governance // OECD Rural Policy Reviews. URL: http://www3.unisi.it/cipas/ref/OECD_2006_Rural_Paradigm.pdf (дата обращения: 14.03.2014). 2. EUROPE 2020 A strategy for smart, sustainable and inclusive growth // European Commission, Brussels, 3.3.2010. URL: http://eur-lex.europa.eu (дата обращения: 5.06.2012). 176
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz