Север и рынок. 2018, № 5.
Следовательно, критерием саморазвития территории, наравне с экономическим ростом, являются высокие показатели качества жизни населения, одним из которых является уровень развития социальной сферы и ее важнейшей составляющей — социальной инфраструктуры. Таким образом, сама социальная инфраструктура выступает именно как фактор саморазвития территории, поскольку от уровня ее развития и эффективности функционирования напрямую зависит возможность повышения основных качественных характеристик населения — уровня образования, здоровья, культурного обеспечения и пр., т. е. формирование и развитие человеческого капитала, который, в свою очередь, выступает как ресурс саморазвивающейся социально-экономической территориальной системы. В арктических регионах формирование человеческого капитала связано с куда большими затратами и трудностями, чем на неарктической территории, поскольку сама природа арктической экономики, являющейся крайне климатодетерминированной, диктует необходимость проведения более эффективной и специфичной здравоохранительной деятельности, привлечения квалифицированного труда извне, формирования и реализации оригинальных образовательных программ. Ослабление внимания к проблемам здравоохранения и образования или оптимизация этих сфер без учета особенностей арктических территорий (таких как крайне низкая транспортная доступность, малая плотность населения и высокая дисперсность расселения, медико демографические и этнографические характеристики местного населения, монопрофильность экономики большого числа арктических поселений и пр.) по принципу обратной связи негативно скажется как на текущем социально-экономическом положении и его перспективах, так и на самой возможности реализации саморазвития регионов Арктики. Решающим звеном в формировании человеческого капитала, обеспечении не только социальной, но и экономической безопасности арктических регионов, росте валового регионального продукта и в целом социально-экономического развития являются образование и здравоохранение. Вместе с тем анализ6 финансирования этих важнейших отраслей показывает, что доля расходов (% от ВВП/ВРП) на образование и здравоохранение в России и субъектах Арктической зоны РФ остается на крайне низком уровне: в 2016 г. в РФ доля расходов на образование составила 3,7 % ВВП (минимум для нормального функционирования системы, исходя из мировой практики, составляет 6-7 % от ВВП), а на здравоохранение — 3,6 % ВВП (при рекомендованном Всемирной организацией здравоохранения минимальном объеме государственного финансирования этой сферы 5-6 % от ВВП). В субъектах, относящихся к АЗРФ, объемы расходов на здравоохранение и образование разнятся: в 2016 г. суммарные расходы на обе сферы в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах составили около 3 % ВРП, в Мурманской обл. и Чукотском автономном округе — 8-9 %. Динамика доли государственных расходов в последнее десятилетие такова: после пика, пришедшегося на 2009 г. (когда в результате антикризисной политики расходы на всю социальную сферу выросли в номинальном выражении даже на фоне снижения номинального ВВП), наблюдалось резкое снижение этого показателя (как результат кризисного спада в 2009 г.) и в целом по России, и по арктическим регионам. Вторым пиком роста государственных расходов на образование и здравоохранение стали 2012-2013 гг., т. е. период начала выполнения «майских указов» о повышении заработной платы отдельных категорий работников этих отраслей. В 2012 г. наблюдалось улучшение ситуации с финансированием отраслей социальной сферы и в целом по России, и в арктических регионах (здесь особенно выделяется Чукотский автономный округ, где в 2012 г. суммарные расходы на здравоохранение и образование составили более 15 % ВРП). Однако в дальнейшем начиная с 2013 г. государственные расходы на образование и здравоохранение относительно ВВП неуклонно падали и в Арктике, и в России в целом. При этом весь период наблюдался рост доли частных расходов в структуре всех расходов на образование (с 18 % в 2005 г. до почти 30 % в 2016 г.) и здравоохранение (с 38 % в 2005 г. до почти 50 % в 2016 г.), что свидетельствует о стремлении государства переложить финансовую ответственность за обеспечение образовательной и здравоохранительной деятельности на самих граждан. 6 Здесь и далее представлен анализ развития системы здравоохранения и образования субъектов Российской Федерации, территории которых на основании Указа Президента РФ от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» [16] полностью отнесены к Арктической зоне РФ, — Мурманская обл., Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа. Анализ проведен на основе сопоставимых по регионам Арктической зоны РФ статистических данных, представленных на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики [17]. 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz