Север и рынок. 2018, № 5.

Сопоставление значений интегрального коэффициента уровня эффективности формирования бюджетного потенциала с интегральным уровнемсоциально-экономического развитиямуниципалитетов35 путем расчета коэффициента корреляции по каждому муниципальному району и городскому округу позволил сделать ряд выводов. Так, сильная взаимосвязь между показателями наблюдалась за 11­ летний период только в г. Череповце, Нюксенском, Кичменгско-Городецком, Сямженском муниципальных районах. В 13 районах Вологодской обл. связь между уровнем социально­ экономического потенциала и бюджетным потенциалом была слабой (табл. 11). Таблица 11 Коэффициент корреляции (КК) между уровнем использования бюджетного потенциала и уровнем социально-экономического потенциала муниципальных образований Вологодской обл. за 2006-2016 гг. Муниципалитет КК Муниципалитет КК Муниципалитет КК г. Череповец 0,8268 Усть-Кубинский 0,4355 Великоустюгский 0,0590 Нюксенский 0,7338 Вашкинский 0,3979 Бабаевский 0,0366 Кичм.-Городецкий 0,7175 Сокольский 0,3953 Устюженский 0,0247 Сямженский 0,7033 Тарногский 0,3056 Белозерский -0,0631 г. Вологда 0,6570 Грязовецкий 0,2605 Чагодощенский -0,1536 Вожегодский 0,5967 Тотемский 0,2454 Кадуйский -0,1637 Бабушкинский 0,5136 Никольский 0,2433 Череповецкий -0,2422 Междуреченский 0,5098 Вологодский 0,2025 Шекснинский -0,2725 Верховажский 0,5071 Вытегорский 0,0712 Харовский -0,3906 Кирилловский 0,4953 Следовательно, корреляционный анализ мультипликативных интегральных показателей уровней бюджетного и социально-экономического потенциала выявил слабую взаимосвязь (менее 0,5) в подавляющем большинстве муниципальных районов Вологодской обл. (в 19из 26). Это означает, что потенциал местных бюджетов связан в большей степени не с темпами развития экономики и социальной сферы территорий, а подвергается серьезной волатильности под воздействием функционирования механизма межбюджетных отношений между регионом и муниципалитетами. Об этом свидетельствуют и исследования зарубежных исследователей Х. Ольта, Б. Арнольда, Е. Слэка и др. [11, 12]. В свою очередь, такой распорядок дел подрывает стимулы муниципальных образований к повышению собственной доходной базы и провоцирует рост иждивенческих настроений. В данном случае необходимо смещение акцента системы межбюджетного регулирования в сторону стимулирующей функции, которая призвана заинтересовывать органы местного самоуправления к эффективной работе по мобилизации доходных ресурсов, а не только к выравниванию бюджетной обеспеченности муниципалитетов. Следовательно, инструменты налоговой и трансфертной политики должны учитывать достигнутые результаты по увеличению темпов социально-экономического развития муниципалитетов и не допускать «иждивенческих» настроений органов местного самоуправления. Ранее проведенные нами исследования [13-15] показали, что, несмотря на различия российских территорий по налоговому потенциалу необходима постепенная децентрализация доходных источников, основанная на совместных решениях и согласованных действиях всех уровней власти. На следующих этапах исследования предполагается уделить внимание обоснованию направлений повышения бюджетного потенциала территории. Литература 1. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1984. 797 с. 2. Христенко В. Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами. М.: Дело, 2002. 608 с. 3. Зенченко С. В. Бюджетный потенциал региона и методические подходы к его оценке // Региональные проблемы преобразования экономики / РАН ИСЭИ ДНЦ. Махачкала, 2008. № 1 (14). С. 186-198. 35 Мониторинг социально-экономического потенциала муниципальных районов Вологодской обл. проводится сотрудниками Вологодского научного центра РАН с 2000 г. и ежегодно с 2014 г. публикуется в бюллетене [10]. 165

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz