Север и рынок. 2018, № 5.

где /.. — интегральный коэффициент уровня эффективности использования бюджетного потенциала муниципального образования; P ij — укрупненные показатели, применяемые для оценки эффективности использования бюджетного потенциала муниципалитетов; n — общее количество укрупненных показателей. На третьем этапе осуществляется интерпретация интегрального показателя бюджетного потенциала в соответствии с предложенной нами шкалой (табл. 9). Таблица 9 Интерпретация уровня эффективности использования бюджетного потенциала (БП) муниципальных образований Уровень эффективности использования БП Пороговые значения интегрального показателя уровня БП Признаки муниципального образования (МО) Высокий От 0,80 * и более МО присущи эффективное управление резервами роста бюджетного потенциала и практически полная финансовая самостоятельность Выше среднего От 0,60 * до 0,80 МО с достаточно высоким уровнем потенциала местных бюджетов и преобладанием собственных средств для реализации полномочий Средний От 0,40 * до 0,60 МО, бюджетный потенциал которого находится на среднем уровне, что означает использование внутренних резервов укрепления доходной базы не в полной мере Ниже среднего От 0,20 * до 0,40 МО, для которого характерен низкий уровень эффективности формирования бюджетного потенциала Низкий Менее 0,20 МО, для которого характерен крайне низкий уровень эффективности формирования потенциала местных бюджетов * Включительно. Результаты оценки эффективности использования бюджетного потенциала муниципальных образований На основании изложенных методических положений проведён первый этап мониторинга оценки эффективности использования бюджетного потенциала муниципальных образований на примере Вологодской области — одного из регионов Европейского Севера России (рис.) и северного макрорегиона, согласно проекту Стратегии пространственного развития России до 2025 г. В статье представим результаты оценки за 2006, 2009, 2012 и 2016 гг., поскольку 2006 г. считается некой точкой отсчета в связи с началом реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ, а 2009 и 2012 гг. ознаменовали начало первой и второй волн бюджетного кризиса территориальных социально-экономических систем. Оценка показала, что потенциал бюджетов большинства муниципальных образований Вологодской обл. в целом за 2006-2016 гг. находился на среднем уровне и уровне ниже среднего. Высокий уровень эффективности формирования бюджетного потенциала не был характерен ни для одного из муниципальных образований (табл. 10). В регионе наблюдалась положительная динамика перехода уровня потенциала местных бюджетов из категории «ниже среднего» в категорию «средний». Так, в 2006 г. уровнем ниже среднего характеризовалось значение показателя в 25 муниципальных образованиях Вологодской обл., а в 2016 г. — только в 18 муниципальных образованиях. Значительный рост интегрального показателя наблюдался в 2012 г. Если в 2009 г. уровень использования бюджетного потенциала принимал значения от «низкого» до «среднего», то после 2012 г. низкий уровень использования 163

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz