Север и рынок. 2018, № 5.
• характеризуются очевидной взаимосвязью с уровнем бюджетного потенциала муниципальных образований; • дают возможность в полной мере учесть ресурсную и факторную сущность бюджетного потенциала в соответствии с теоретическими положениями. Приведение данных аргументов дает основания для характеристики такого перечня показателей как универсального. Второй этап предполагает расчет отдельных коэффициентов. Как показал критический анализ методических аппаратов, используемых для оценки бюджетного (налогового) потенциала, одним из наиболее используемых приемов является расчет коэффициента как среднего арифметического частных коэффициентов, вычисляемого по формуле: j K j j - ^ min ^ m ax - ^ m in где I ij — оценка коэффициента i ; i — оцениваемый коэффициент; j — объект анализа (наименование муниципального образования); K ij — фактическое значение коэффициента i ; K min — минимальное возможное значение оцениваемого коэффициента; K max — максимальное возможное значение оцениваемого коэффициента. Данная формула справедлива при росте результирующего показателя ( I ij ) от возрастания фактора ( K ij ). В том случае, если между фактором и бюджетным потенциалом муниципальных образований ( I ij ) наблюдается обратная взаимосвязь, то есть чем больше значение фактора, тем ниже уровень эффективности, то стандартизация коэффициента производится по формуле: h j = ^ max ^ ij ^ m ax- ^ min С целью унификации коэффициентов, применяемых для оценки бюджетного потенциала муниципальных образований, необходима стандартизация их фактических значений. Наиболее целесообразным, на наш взгляд, способом стандартизации показателей является расчет их среднего арифметического. Это позволит получить равновзвешенное сопоставление характеристик бюджетного потенциала, а также даст возможность сопоставить значения интегрального показателя в динамике. Немаловажным аспектом является выбор принципа определения максимальных и минимальных значений, используемых при расчете показателя. Для этого необходимо обеспечить сопоставимость значений показателя, учесть требования законодательства Российской Федерации и реальное состояние бюджетной системы территорий. Поэтому в качестве предельных величин для расчета показателя нами будут использоваться реально наблюдаемые значения, которые выбраны за период с 2006 г. Для каждого показателя установлены два пороговых значения. Если значение показателя лежит за пределами минимального порогового норматива, то стандартизованный показатель будет равен 0, если за пределами максимального — 1. Поскольку характеристика показателей представлена группой коэффициентов, необходима их унификация. Данный процесс осуществляется с помощью суммирования унифицированных коэффициентов, входящих в группу: у ™ I - ■ p _ v i = i ' ij m j ’ где P j_j — укрупненный показатель по группе; I ij — стандартизованные показатели, применяемые для оценки уровня эффективности использования бюджетного потенциала муниципальных образований; m j — количество коэффициентов в группе. Для объединения всех коэффициентов в изученных методиках оценки бюджетного потенциала используются различные способы. Наиболее распространенными и удобными для интерпретации являются среднее арифметическое или среднее геометрическое. При этом с помощью арифметического способа наилучшим образом отслеживается динамика приращения, с помощью геометрического — различия между объектами исследования в статичном состоянии. С учетом цели методики оценки бюджетного потенциала целесообразно применение среднего арифметического для исчисления значения мультипликативного интегрального показателя: I у Р р . V i= i £ i инт п 162
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz