Север и рынок. 2018, № 5.

1. Социально-экономическое развитие муниципалитетов. 2. Доходный потенциал местных бюджетов. 3. Сбалансированность местных бюджетов. 4. Финансовая автономия местных бюджетов. 5. Бюджетная обеспеченность муниципальных образований. 6. Трансфертная зависимость местных бюджетов. Таблица 2 Анализ некоторых методик оценки бюджетного потенциала территорий Наименование методики Выявленные достоинства Выявленные недостатки Группа 1. Методический инструментарий оценки бюджетного потенциала региона Методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ (БК РФ). Методика расчета бюджетного потенциала муниципальных образований (С. Н. Яшин, Н. И. Яшина). Методика расчета бюджетного потенциала региона (Ж. Г. Голодова) Методика расчета бюджетного потенциала региона (С. В. Зенченко) 1. Учет налоговых (и неналоговых) поступлений. 2. Возможность сравнения бюджетного потенциала за различные периоды времени, на разных территориях. 3. Относительная простота расчетов. 4. Расчет величины потенциала с учетом вероятности выполнения налоговых и неналоговых обязательств, что позволяет определить уровень реального и скрытого налогового и неналогового потенциала 1. Наличие экстремальных значений может искажать результат и смысл числовых данных. 2. Использование коэффициентов корреляции в качестве весов при расчете рейтинговой оценки бюджетного потенциала муниципалитетов. 3.Показатель бюджетного потенциала рассчитывается только в абсолютном выражении, что затрудняет сравнение значения показателя как по различным территориям, так и в динамике Группа 2. Методический инструментарий оценки налогового потенциала территории Оценка налогового потенциала с использованием показателя совокупных налогооблагаемых ресурсов (СНР). Методика оценки налогового потенциала на основе фактических данных. Методика регрессионного анализа налогового потенциала Методика репрезентативной налоговой системы. Методика оценки налогового потенциала через валовый местный продукт. Методика оценки налогового потенциала на основе среднедушевых доходов населения. Методика прямого счета 1. Показатель СНР в качестве меры фискального потенциала более точно отражает фактический объем налоговых ресурсов, доступных региону, чем ВРП. 2. Использование готовых данных из сводной отчетности налоговых органов. 3. Учитывает доходы резидентов и нерезидентов. 4. Возможность определения потерь, влияющих на объем налогового потенциала 1.Трудоемкость расчета показателя СНР вследствие необходимости сбора большого объема ретроспективной информации. 2.Субъективность оценки вследствие неоднозначности выбора факторных признаков для анализа. 3.Необходимость сбора данных по всем фактически собранным налогам и сборам и их налоговым базам. 4.Отсутствие ряда показателей в российской муниципальной статистике Согласно методике, первую группу показателей оценки бюджетного потенциала муниципальных образований составили показатели, характеризующие их социально-экономическое развитие (табл. 3). Ко второй группе показателей оценки эффективности формирования бюджетного потенциала муниципальных образований относятся коэффициенты, характеризующие доходный потенциал бюджетов муниципальных образований (табл. 4). 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz