Север и рынок. 2018, № 5.

Исследование эволюции термина «бюджетный потенциал» и его современной трактовки позволило автору критически осмыслить, обобщить и структурировать сложившиеся методологические подходы к определению дефиниции «бюджетный потенциал территории», выделив из них три основных: статистический, ресурсный и результативный. Их концептуальное содержание обобщено в табл. 1. На нашвзгляд, статистический и ресурсный подходыуступают результативному по причине более узкой интерпретации термина «бюджетный потенциал», что неоправданно ограничивает возможности исследования. Комплексный анализ бюджетного потенциала требует комбинированного подхода к пониманию данной экономической категории, следовательно, учета как ресурсной, так и факторной сущности. В связи с этим наиболее емко экономическая сущность категории «бюджетный потенциал» может быть отражена в следующей трактовке. Бюджетный потенциал — это совокупность экономических, социальных, институциональных и других возможностей и факторов формирования бюджета в целях выполнения государственными органами власти и органами местного самоуправления задач по обеспечению устойчивого развития территории для повышения качества жизни населения. Таблица 1 Характеристика методологических подходов к трактовке понятия «бюджетный потенциал» Методологический подход Бюджетный потенциал территории — это... Статистический Сумма привлеченных денежных средств Ресурсный Совокупность собственных и привлеченных ресурсов Результативный Совокупность условий, позволяющих сформировать оптимальную величину доходов, покрывающих нормативные расходы муниципальных образований, а также обеспечить их целевое и эффективное использование Примечание . Источник: составлено автором. Следует отметить, что большинство исследований посвящено проблематике бюджетного потенциала регионов, тогда как исследованию особенностей бюджетного потенциала муниципальных образований как базисного уровня бюджетной системы уделено недостаточно внимания. В связи с этим вопросы оценки текущего уровня потенциала местных бюджетов и разработка научно обоснованных направлений его повышения остаются актуальными научными задачами. Методические аспекты оценки потенциала местных бюджетов Опираясь на исследованные нами методические подходы к оценке бюджетного потенциала территории, разработанные как в России, так и за рубежом, можно выделить две обширные группы. В первую группу входят методики, объектом которых является регион, соответственно, межрегиональные сопоставления. Методики данной группы не могут в полной мере удовлетворить потребность оценки бюджетного потенциала муниципальных образований, поскольку предлагаемые данные несут в себе элемент погрешности на муниципальном уровне. Вторая группа представлена методиками, предметом оценки которых является не совокупный бюджетный потенциал муниципалитетов, а только его составная часть — налоговый потенциал. Сравнительная характеристика некоторых методик оценки бюджетного (налогового) потенциала территорий представлена в табл. 2. Изученные методики могут стать методологической базой для обоснования перечня показателей и разработки методики оценки эффективности использования бюджетного потенциала муниципальных образований. Проведенные нами исследования дали возможность проработать методический инструментарий для осуществления сравнительного анализа муниципальных образований по состоянию и динамике развития бюджетного потенциала. Наиболее целесообразно проводить оценку по конкретному алгоритму. На первом этапе в результате предварительного критического анализа экспертных мнений и требований российского законодательства нами был выбран перечень показателей34, условно разделенных на шесть групп: 34 Предложенные показатели характеризуются очевидной взаимосвязью с уровнем бюджетного потенциала (БП) муниципальных образований, дают возможность учесть ресурсную и факторную сущность БП, а также обеспечивают достоверность и простоту расчетов методики по причине открытого доступа официальной статистической отчетности РФ. 158

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz