Север и рынок. 2018, № 5.

потенциале как о бюджетной мощности, т. е. о некоторой условно достижимой сумме доходов для выполнения законодательных полномочий. В мировой практике используется несколько похожий термин budget capacity, означающий налогоспособность, или «способность базы налогообложения в пределах какой-либо административной единицы приносить доходы в виде налоговых поступлений (но не фактическая сумма поступлений как таковых)» [2]. Вопрос определения сущности бюджетного потенциала является весьма дискуссионным. Основной нормативно-правовой документ, регулирующий бюджетные процессы в России, — Бюджетный кодекс РФ — не дает определения дефиниции «бюджетный потенциал», но рассматривает его в контексте определения уровня бюджетной обеспеченности как соотношение между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта РФ исходя из уровня развития и структуры экономики и/или налоговой базы, и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов РФ с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя33. Профессор Северо­ Кавказского федерального университета, доктора экономических наук С. В. Зенченко трактует бюджетный потенциал региона как максимально возможные расходы, которые может себе позволить бюджет, исходя из доходных поступлений. Условно величину бюджетного потенциала региона она рассчитывает путем исключения из расходных обязательств региона сумм налоговых и неналоговых доходов [3]. Доцент Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, кандидат экономических наук Т. П. Николаева выделяет возможный бюджетный потенциал , который характеризует как потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет, и реальный бюджетный потенциал , который фактически способно организовать государство [4]. По ее мнению, на основе категории бюджетного потенциала следует оценивать возможности реализации функций государства, включая государственное регулирование экономики. В условиях экономического кризиса происходит существенное снижение бюджетного потенциала и появление большого разрыва между возможным и реальным потенциалом. Аналогичной позиции придерживается коллектив авторов под руководством доктора экономических наук, профессора А. В. Сидорович [5]. В интерпретации профессора, ведущего научного сотрудника Пермского национального исследовательского политехнического университета, доктора экономических наук Ж. А. Мингалевой бюджетный потенциал — это основной базовый ресурсный потенциал, формирующийся как совокупность собственных и привлеченных ресурсов, соотношение которых должно покрывать обязательства бюджета [6]. Заведующий лабораторией финансово-кредитных механизмов экономического развития ЦЭМИ РАН, кандидат экономических наук Ю. А. Петров полагает, что бюджетный потенциал раскрывается как ресурс бюджетных доходов территории или потенциальный бюджетный доход на душу населения, который может быть получен органами власти за определенный период времени при установлении на территории страны одинаковых условий налогообложения [7]. Завкафедрой экономической безопасности и налогообложения Юго-Западного государственного университета, кандидат экономических наук Т. Ю. Ткачева различает собственный и перераспределяемый бюджетный потенциал. Она считает, что первый формируется из региональных налогов и налогов, установленных специальными налоговыми режимами, а также неналоговых доходов, тогдакаквторой— из федеральных налогов, перечисляемых в бюджеты субъектов РФ, и безвозмездных перечислений [8]. По мнению профессора Российского университета дружбы народов, доктора экономических наук Ж. Г. Голодовой, бюджетный потенциал региона формируется суммой денежных средств, привлеченных бюджетами регионального и муниципального уровней и внебюджетными фондами [9]. Профессора Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, доктора экономических наук С. Н. Яшин и Н. И. Яшина обращают внимание на бюджетный потенциал муниципальных образований. Они считают, что это совокупность экономических и нормативно­ правовых условий, позволяющих сформировать оптимальную величину доходов, покрывающих нормативные расходы муниципальных образований, а также обеспечить их целевое и эффективное использование. Под нормативными расходами исследователи понимают установленную нормативными актами РФ совокупность социальных норм, определяющих уровень гарантий социальной защиты и обеспечивающих удовлетворение важнейших потребностей [10]. 33Бюджетный кодекс Российской Федерации. URL: https://rg.ru/2008/05/20/budgetny-kodeks-dok.html. 157

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz