Север и рынок. 2018, № 5.

В последние годы особое внимание уделяется гендерным, региональным и ценностно- мотивационным аспектам предпринимательского потенциала, например в работах В. В. Новикова и В. В. Марченко (1998), А. Л. Журавлева и В. П. Познякова (1995, 2001, 2008), Е. Б. Филинковой (2002, 2007), О. И. Титовой (2007) и др. Пять основных мотивов для ведения предпринимательской деятельности выделяют В. В. Новиков и В. В. Марченко [14]: • возможность самореализации; • возможность свободы деятельности; • возможность хорошего заработка; • склонность к рискованному образу жизни; • психологическое удовлетворение. А. Л. Журавлев и В. П. Позняков [15] отмечают три основных мотива для предпринимательства: во-первых, это мотив достижения самостоятельности и независимости своего дела, (данные мотивы выделяют также А. В. Бояринцева, Е. Б. Филинкова [16, 17]); во-вторых, мотив, связанный с реализацией способностей; в-третьих, мотив материального благополучия. Согласно теории базовых индивидуальных ценностейШ. Шварца, выделяют 19 групп ценностей [18, 19], из них для описания ценностных предпринимательских ориентировок наиболее подходят: 1. Самостоятельность — развитие собственных идей, реализация своих способностей, например, фриланс, малое и среднее предпринимательство. 2. Стимуляция — стремление к возбуждению, новизне и переменам. 3. Достижение — прежде всего, успеха, например, предприятия международного уровня. 4. Власть — относится к крупным предприятиям, корпорациям. 5. Универсализм — наиболее характерно для социального предпринимательства. Исходя из этого, основные ценности для предпринимательства можно объединить в четыре группы: самостоятельность (независимость); реализация профессиональных способностей; полезность выполняемой работы; материальная обеспеченность. Применим упомянутые ценности для характеристики поколенных групп регионов европейского Севера. Смена поколений на рынке труда и дифференциация их социально-личностных установок влияет на качество их трудовой деятельности, и может вызвать ряд сложностей межпоколенческого сотрудничества. В табл. 3 представлены основные характеристики данных поколений. Таблица 3 Основные мотивационные и трудовые характеристики поколений беби-бумеров, Х, Y и Z Группа ценностей Поколенческие группы Беби-бумеры X Y Z (прогноз) Индивидуализм Коллективизм Индивидуализм Коллективизм Индивидуализм Самостоятельность (независимость) Очень высокий уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Реализация профессионализма Трудоголики Методологи Коммуникаторы Информаторы Материальный успех и благополучие Сильная ориентация на материальный успех Нацеленность на вознаграждение Сильная ориентация на материальный успех Нет выраженной ориентации на материальный успех Полезность выполняемой работы Сильно выраженное желание приносить пользу Умеренно выраженное желание приносить пользу Сильно выраженное желание приносить пользу Полезность через призму комфортности Примечание . Составлено автором по материалам работ [12; 18] . В связи с этим, в целях развития предпринимательского потенциала и развития его профессионального аспекта, в сегодняшних условиях представляется необходимым учитывать специфику мотивационных и трудовых особенностей различных поколений для улучшения ситуации на региональном рынке труда, особенно в сельской местности. 152

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz