Север и рынок. 2018, № 5.

производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель [1]. По мнению ученых-экономистов, «устойчивое развитие сельских территорий предусматривает социально-экономическое развитие, при котором обеспечивается эффективное функционирование сельской экономики, включающее обеспечение продовольственной безопасности, воспроизводство человеческих ресурсов, повышение качества трудовых ресурсов, полную и продуктивную занятость трудоспособного населения, повышение уровня и качества жизни в сельских поселениях, рациональное использование и воспроизводство природно-ресурсного потенциала села, развитие инфраструктуры» [2]. Государственное регулирование развития сельских территорий базируется на нормативно­ правовой базе федерального и регионального уровня, которая обеспечивает правовой аспект реализации социальных, экономических и экологических проблем сельских территорий [3]. Основными нормативными документами федерального уровня являются: «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» (с 1 января 2018 г. в данной программе реализуется подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий»), «Стратегия устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 года», Доктрина продовольственной безопасности, План мероприятий по реализации в 2018-2020 гг. «Стратегии устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 года». К основным региональным программам нормативно-правового регулирования развития сельских территорий относятся: Государственная программа Мурманской обл. «Развитие рыбного и сельского хозяйства, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2017-2020 годы, «Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года», Государственная программа Мурманской обл. «Формирование современной городской среды Мурманской области», а также муниципальные программы устойчивого развития сельских территорий. Использование программно-целевого метода при решении комплексных социальных проблем сельских территорий, позволяет наиболее полно и в то же время детально охватить весь объем задач, решение которых может обеспечить нормальные условия жизнедеятельности населения, повышение уровня и качества его жизни. В условиях дефицита финансовых и материально-технических ресурсов программно-целевой подход обеспечивает конкретную направленность государственной поддержки сельских территорий. Современное состояние социально-экономического развития сельских территорий Мурманской обл. рассмотрено в разрезе сельских поселений муниципальных районов. В территориальный состав Мурманской обл. на 1 января 2017 г. входит 40 муниципальных образований22: • муниципальные районы — 5; • городские округа — 12; • городские поселения — 13; • сельские поселения — 10. К муниципальным районам относятся: Кольский, Кандалакшский, Ловозерский, Печенгский, Терский. В состав сельских поселений (с. п.) входят: • Междуречье, Ура-Губа, Пушной, Тулома, Териберка (Кольский муниципальный район); • Зареченск, Алакуртти (Кандалакшский муниципальный район); • Ловозеро (Ловозерский муниципальный район); • Корзуново (Печенгский муниципальный район); • Варзуга (Терский муниципальный район). Группировка сельских поселений Мурманской обл. по численности населения представлена в табл. 1. По сравнению с переписным периодом 2010 г. в 2018 г. появилось одно сельское поселение с численностью населения менее 500 чел., уменьшилось число сельских поселений с числом населения 22По данным Министерства по внутренней политике и массовым коммуникациям Мурманской обл. 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz