Север и рынок. 2018, № 5.

приемлемо (или станут таковыми в конечном счете) контролировать игру экономических сил с такой мудростью, чтобы обеспечить экономическое богатство и, посредством этого, общее благосостояние всех своих граждан в целом» [24]. В современной экономической ситуации решение проблем рыночной экономики с помощью различных инструментов широко обсуждается в книге Э. Коломбатто «Рынки, мораль и экономическая политика. Новый подход к защите экономики свободного рынка» [25]. Исследование передового зарубежного опыта, например Норвегии, подтверждает необходимость государственного участия в формировании политики в вопросах экспорта и импорта рыбных товаров, в подготовке рекомендаций по внешнеэкономической и торговой внутренней деятельности, в осуществлении контроля за экспортно-импортной деятельностью, в регулировании экспортных цен, ассортимента и направлений экспортного рынка, в осуществлении маркетинга рыбных товаров на национальном и международном уровнях, в изучении рынков и разработке рекомендаций по рынкам экспорта и импорта, в согласовании списков экспортеров и выдаче экспортных лицензий [26]. Из интервью с профессором Ф. Нильссеном из Бизнес-школы при Университете «Норд» известно, что экспортом и импортом рыбной продукции в Норвегии занимаются свыше 500 лицензированных организаций. Они пользуются услугами спецэкспортеров, наряду с этим разрешена и самостоятельная деятельность промышленных организаций в этой сфере, однако эта схема используется редко. Основные задачи в ценообразовании на рыбную продукцию связаны с обеспечением продовольственной безопасностью нашей страны, они изложены в Доктрине [3], в частности ими являются «достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления. Доктрина является основой для разработки нормативно-правовых актов в сфере обеспечения продовольственной безопасности, развития... рыбохозяйственного комплекса». Среди рисков необеспеченности продовольственной безопасности в Доктрине названа «зависимость важнейших сфер экономики от внешнеэкономической конъюнктуры», а среди мер государственного регулирования — повышение уровня спроса населения на пищевые продукты, обеспеченного соответствующим уровнем доходов. «В области внешнеэкономической политики, в целях обеспечения продовольственной безопасности, необходимо обеспечивать: оперативное применение мер таможенно-тарифного регулирования для целей рационализации соотношения экспорта и импорта рыбной продукции. Формирование внешней политики должно осуществляться с соблюдением критериев продовольственной безопасности». «В сфере производства и оборота . рыбной продукции.» в Доктрине предлагаются осуществить меры, направленные: • на «стабилизацию ценовой ситуации и формирование механизмов ценообразования на основе индикативных цен на основные виды продукции; • на совершенствование государственной торговой политики, регулирование рынков . рыбной продукции, . включая закупки для государственных нужд, обеспечивающие расширение спроса на продукцию отечественного производства». В России, как известно, государство экспортом рыбной продукции не управляет, хотя имеется Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [27]. Материалы статьи так же, как и наличие специальных регулирующих государственных органов в некоторых странах с развитым рыболовством, свидетельствуют о необходимости регулирования внешней торговли рыбой и морепродуктами. По нашему мнению, для наполнения российского рынка качественной рыбопродукцией, а также в целях регулирования цен на рыбные товары могут использоваться отдельные пункты следующих статей закона № 164-ФЗ: Статья 21. Количественные ограничения, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в исключительных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации (в ред. ФЗ 06.12.2011 № 409-ФЗ). Статья 22. Не дискриминационное применение количественных ограничений. Статья 24. Лицензирование в сфере внешней торговли товарами. 115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz