Север и рынок. 2018, № 5.

Н. П. Лавёров считал, что осваивать Арктику сложнее, чем космос [13]. Научно-техническая подготовка освоения ее ресурсов требует времени и соответствующей организации [14]. Добавим, что сложность заключается и в том, что к Арктике навряд ли удастся применить опыт разработки и реализации космических программ или атомных проектов. Северные сообщества и институты в большей мере, чем структуры внешнего управления, способны преобразовать свою жизнедеятельность с использованием новейших достижений науки и техники и при наличии соответствующих ресурсов. В систему же общегосударственного программно-целевого планирования целесообразно ввести отдельные крупные направления — Северный морской путь, наземный транзитный транспорт, восстановление гидрологического режима рек, приемлемого для судоходства, освоение природных ресурсов шельфа арктических морей. Концепция экономического порядка Термин «экономический порядок» применительно к Северу использовал Г. П. Лузин, подразумевая необходимость обобщающего (интегрального) подхода к проблематике жизнедеятельности в экстремальных и сложных климатических условиях. Термин был закреплен названием научного журнала «Север и рынок: формирование экономического порядка», основанном в 1998 г. Концепция экономического порядка предполагает «достраивание» принципов и форм освоения Севера России механизмами функционирования и развития северных хозяйственных систем и хозяйствующих субъектов. Примером «механизменного» подхода к оценке северных условий может служить статья В. В. Васильева и И. С. Селина с анализом удорожания производства и жизнедеятельности на Севере в разрезе конкретных видов затрат на заработную плату, транспорт, строительство, топливо и электроэнергию, содержание социальной инфраструктуры [15]. В рамках концепции экономического порядка финансово-экономические отношения становятся одним из элементов жизнедеятельности северных социумов и соответствуют (должны соответствовать) общему вектору научно-технического развития. В ней высокие технологии и экологическое благополучие — не внешние атрибуты экономики, а ее внутренняя характеристика. Сбалансированность потребностей и интересов — главный признак экономического порядка. Эффективное освоение ресурсов Арктики России и их использование в мировом и национальном хозяйстве в настоящее время затруднено недостатками правовой базы3: не нормированы природно­ экономические особенности, отсутствует дифференцированный подход к решению задач освоения месторождений полезных ископаемых в зависимости от их местоположения и сложности разоаботки, зачастую не выполняются условия лицензирования и исполнения проектных документов, плохо организован контроль за полнотой извлечения ресурсов и их комплексным использованием, не согласованы различные направления государственной политики в части недропользования и др. Это имеет место во всех регионах, но на Севере и особенно в Арктике проявляется наиболее заметно. Здесь ярко видна необходимость системного подхода к воспроизводству ресурсного потенциала, процессу согласования общественных и частных интересов, созданию законодательной базы концессионных отношений между государством и недропользователем, возвышению роли рентных платежей в решении социальных проблем. Концепция экономического порядка становится особо актуальной в периоды кризисов. Дело в том, что стандартное антикризисное мероприятие — создание дополнительных рабочих мест за счет строительства новых предприятий и расширения существующих производств — в условиях Севера малоэффективно. После кризиса такие предприятия и производства вновь становятся неконкурентоспособными. Генеральным направлением является оптимизация количества и качества рабочих мест с учетом научно-технического прогресса в природно-ресурсных отраслях хозяйства и в сфере услуг. Далее обратим внимание на весьма существенный факт хозяйственной деятельности на Севере, когда кризисная ситуация побуждает производственные корпорации ускорить вывод со своих балансов непрофильных активов. Это, как правило, подсобные и обслуживающие производства, звенья социальной инфраструктуры с низким уровнем организации, передача которых на баланс муниципалитетов, как правило, усугубляет их экономическое неблагополучие. По этой и многим другим причинам отношения между корпорациями и территориями их размещения требуют более основательного нормативного регулирования. 3Об этом свидетельствуют материалы научно-информационного бюллетеня «Проблемы Севера и Арктики Российской Федерации», выпускаемого с 2005 г. Комитетом Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов. 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz