Север и рынок. 2018, № 5.
технологий и оборудования, способного безотказно работать в условиях низких температур, перепадов температур, сильных ветров, вечной мерзлоты (ограничения, связанные с технологическими факторами). Социальные факторы, скорее, не создают возможности или ограничения, а задают требования, которым должна отвечать система энергообеспечения. Эти требования связаны с высокой социальной значимостью энергообеспечения (которая, заметим, повышается в регионах Севера и Арктики вследствие действия природно-ресурсных факторов, а именно холодного климата, обусловливающего повышенную потребность в энергии и длительный отопительный период). Будучи важным условием комфортного проживания населения и возможностей ведения хозяйственной деятельности, надежное энергообеспечение является одним из условий социальной стабильности. Ввиду своей высокой социальной значимости энергообеспечение будет осуществляться даже в случае экономической невыгодности. К числу ограничений как таковых, определяемых социальными факторами, можно отнести промышленную активность, в том числе связанную с освоением энергетических ресурсов, на территориях проживания коренных малочисленных народов Севера. Технологические и экологические факторы в большей степени задают ограничения, а не создают возможности для развития энергообеспечения, однако жесткие технологические и экологические ограничения создают стимулы для развития и внедрения новых, более совершенных технологий добычи и переработки энергетических ресурсов, технологий передачи электрической энергии, стимулируют повышение энергетической эффективности и развитие энергосбережения. Таким образом, технологические и экологические факторы через установление ограничений посредством создания стимулов могут открывать новые возможности для совершенствования и развития энергообеспечения потребителей. Политико-правовые факторы устанавливают правовое поле и стратегические приоритеты развития важных с экономической и политической точек зрения территорий Севера и Арктики. Факторы этой группы обусловливают возможности международного сотрудничества или, наоборот, вероятность конфронтации на международной арене, определяют полномочия северных и арктических субъектов РФ в сфере развития энергообеспечения. Как отмечено в работе [11], одним из вызовов для России с геополитических позиций является резкая активизация деятельности международных институтов (Арктический совет, Арктический экономический совет, Арктический круг, Северное измерение, Баренцев Евро-Арктический совет и др.) и различных государств как арктических, так и неарктических, которые, так или иначе, пытаются определить будущее Арктики. В этих условиях России необходимо активизировать свое участие во всех организациях, имеющих отношение к Арктике, и развивать международное сотрудничество на многосторонней основе. С точки зрения энергообеспечения отстаивание национальных интересов в Арктике важно потому, что в этом макрорегионе сосредоточены значительные энергетические ресурсы, в том числе на шельфе. Однако российские компании обладают ограниченным опытом освоения морских месторождений, извлекаемость запасов находится на низком уровне, что ниже, чем у зарубежных компаний, в среднем на 20 %. [4]. В перспективе участие в международных соглашениях открывает возможности сотрудничества в различных сферах, в том числе при освоении крупнейших нефтегазовых месторождений. К сожалению, на сегодняшний день существенным ограничением является введение рядом западных стран (США, Канада, страны Европейского союза) секторальных санкций в отношении значительной части ведущих нефтегазовых компаний России (ПАО «Газпром», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Лукойл» и др.), касающихся запрета на поставки технологий и технологического оборудования, и ограничений по предоставлению международных кредитов. Данная ситуация представляет собой достаточно существенный вызов, так как зависимость нефтегазовой отрасли от импортных технологий и техники составляет более 80 % [11]. Так, у отечественных компаний нет специальных кораблей для осуществления глубоководного бурения, данные корабли имеются у США, Великобритании и Японии, однако по политическим мотивам эти страны не сдают их в аренду России [4]. На уровне субъектов Федерации в группе политико-правовых факторов следует отметить необходимость региональных органов государственной власти действовать в рамках правового поля, определенного на высших уровнях, и ограниченные возможности регионов влиять на регулирование деятельности межрегиональных предприятий электроэнергетики, поскольку центры принятия решений о развитии межрегиональных предприятий зачастую находятся за пределами регионов. 107
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz