Север и рынок. 2018, N 4.

Относительно долгосрочных тенденций стоит отметить, что обращает внимание стабильность негативных тенденций постсоветского периода, связанных с сокращением численности населения Мурманской обл., и его старением. Эти тенденции прогнозируются к сохранению в долгосрочном периоде, варианты прогнозов отличаются только скоростью и глубиной падения численности населения Мурманской обл. Их следует считать системными, результатом действия трансформационных процессов в старопромышленных арктических регионах. Следовательно, основной задачей управления является уменьшение скорости этих изменений. Ученые также ищут способы приостановки этих тенденций, говоря о необходимости «переосвоения» Арктики, но пути пока не найдены [4, 6]. Важнейшей характеристикой человеческого капитала любой территории является ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Отметим стабильный характер этого показателя, а также то, что он обоснованно считается интегральным показателем качества жизни населения, соответственно взаимосвязанного с ним качества человеческого капитала региона. В этой связи, безусловно, позитивной тенденцией, характеризующей качество человеческого капитала региона, является устойчивая тенденция увеличения ожидаемой продолжительность жизни при рождении женщин и мужчин, проживающих в Мурманской обл. Данная тенденция является отражением качества государственного управления, прежде всего на федеральном уровне. Стабильность показателя в кризисный современный период позволяет говорить о сохранении эффективности управления по приоритетам качества жизни населения. Анализ основных показателей экономики Мурманской обл. последних кризисных лет свидетельствует об эффективности проводимых мер поддержки экономического потенциала Мурманской обл. и адаптации экономики региона под существенно изменившиеся внешние условия, включая снижение цен на продукцию горнопромышленного комплекса и санкционные ограничения. Так, обращает внимание сохранение объемов производства практически по всем видам деятельности, а также существенное увеличение обрабатывающего производства и добычи полезных ископаемых в 2017 г. Обращение к результатам управления на региональном уровне, отражаемых в отчетах, позволяет говорить о достаточно высокой результативности управления, нивелирующей влияние кризиса на социально­ экономическое развитие Мурманской обл. Литература 1. Анализ рисков развития урбанизированных территорий / Т. Ю. Анопченко [и др.] // Экономика в промышленности. 2016. № 3. С. 202-208. 2. Морозов Н. А., Кондраль Д. П. Арктический вектор стратегического развития политического пространства России // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 4. С. 42-51. 3. Рисин И. Е., Трещевский Ю. И. Региональное управление и территориальное планирование: учебник. М.: Кнорус, 2018. 232 с. 4. Лексин В. Н., Порфирьев Б. Н. Переосвоение российской Арктики: вопросы методологии и организации // Российский экономический журнал. 2015. № 2. С. 84-104. 5. Окрепилов В. В., Чудиновских И. В. Формирование подходов к управлению развитием территориями на основе социально-экономического моделирования // Проблемы преобразования и регулирования региональных социально-экономических систем: сб. науч. тр. СПб., 2018. С. 25-30. 6 . Скуфьина Т. П. Комплексные фундаментальные исследования Севера и Арктики: некоторые результаты и перспективы развития при поддержке грантов // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 268. 7. Ильин В. А. Третья четырехлетка Президента В. В. Путина: противоречивые итоги — закономерный результат // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 2 (44). С. 9-21. 8. Железняков С. С., Рисин И. Е. Стратегическое планирование снижения пространственной социально­ экономической асимметрии в субъектах Российской Федерации // Вестник Курской гос. сельскохоз. акад. 2018. № 3. С. 144-150. 9. Зерщикова Н. И. Государственная политика и перспективные направления развития территориальных систем хозяйствования Арктики // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2017. № 2 (53). С. 116-127. 10. Селин В. С., Башмакова Е. П. О государственной стратегии России в Арктике // ЭКО. 2013. № 3 (465). С. 97-113. 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz