Север и рынок. 2018, N 4.

свидетельствует об эффективности проводимых мер поддержки экономического потенциала и адаптации экономики региона под существенно изменившиеся внешние условия, включая снижение цен на продукцию горнопромышленного комплекса и санкционные ограничения. Так, согласно данным статистики, в 2017 г. в Мурманской обл. существенно выросли темпы промышленного производства (% к предыдущему году): добыча полезных ископаемых — 108,5 %; обрабатывающие производства — 114,9 %; обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха — 102,4 %; водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, ликвидация загрязнений — 110,2 %. В целом по России темпы роста составили: 102,0, 100,2, 100,1 и 97,2 % соответственно. Таким образом, следует отметить существенное превышение темпов промышленного производства Мурманской обл. над общероссийскими темпами в 2017 г. При этом подчеркнем, что основу экономического роста Мурманской обл. в 2017 г. составил рост обрабатывающих производств и добыча полезных ископаемых. Для всех арктических регионов в постсоветский период наиболее подвижной является строительная деятельность. Известно, что строительная активность выступает косвенной характеристикой инвестиционных процессов в промышленности, инфраструктурном обустройстве территории, а также характеристикой социально-экономической среды с позиций строительства жилья. Однако для арктических регионов объем работ по виду экономической деятельности «Строительство» является в большей степени индикаторами развития транспортной инфраструктуры и развития строительства крупных промышленных объектов. В 2017 г. этот показатель в Мурманской обл. вырос на 34,1 %. Усиленный рост объясняется в первую очередь с развитием транспортной инфраструктуры, наибольшая доля при этом приходится на развитие Мурманского транспортного узла. Что касается строительства жилья, то для Мурманской обл. характерна устойчивая тенденция сокращения ввода в эксплуатацию жилья, что в 2017 г. составило 99,6 % по отношению к 2016 г. Объяснение очевидно — сокращение численности населения и взаимосвязанное снижение цен на недвижимость в регионе по всем населенным пунктам Мурманской обл. Кризисные процессы, влияющие на благосостояние населения, только углубляют проблему падения цен на жилье, отсутствие спроса и, соответственно, предложения на рынке жилищного строительства. Отметим, что в целом по России в 2017 г. наблюдалось сокращение ввода в эксплуатацию жилья на 3,9 % в сравнении с предшествующим годом. Неожиданно относительно предшествующей тенденции сокращения выглядит рост объема производства продукции сельского хозяйства Мурманской обл. — 102,1 % к предыдущему году. Вместе с тем исследование структуры этого показателя не позволяет говорить о сломе тенденции. Так, наблюдается увеличение поголовья скота, свиней, но сократилось поголовье птицы, соответственно существенно сократилось производство яиц, выросло производство молока. Проблемы производства продукции сельского хозяйства связаны в первую очередь с удорожающим фактором «северности». Нет оснований считать, что именно кризисные процессы значительно влияют на тенденции производства в сельском хозяйстве области. В целом экономическую ситуацию в регионе следует считать как относительно стабильную. Рассмотрение отчета администрации Мурманской обл. по государственной программе «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата» № 557-ПП (в ред. от 26.12.2017 № 630-1III) позволяет утверждать, что столь успешные результаты в период кризиса во многом являются следствием государственного управления регионом. Во-первых, обращает внимание оптимальность набора подпрограмм обсуждаемой Программы, во-вторых, логичность перераспределения денежных средств между подпрограммами, в-третьих, ее увеличенное финансирование. Так, общий объем финансирования Программы в 2017 г. был увеличен на 23 % по сравнению с 2016 г., из них увеличение средств областного бюджета составило 30,9 %, а федерального бюджет — на 7 %. Годовой отчет о ходе реализации программы в 2017 г. указывает на значительное сокращение индикаторов невыполнения программных мероприятий по сравнению с предшествующим отчетным годом. Заключение При подведении итогов возможно отметить следующее. Во-первых, подчеркнем, что трансформационные силы, определяющие вектор изменений основных показателей региона, в том числе и Мурманской обл., возможны к регулированию только на федеральном уровне. Тем не менее настоящее исследование подтверждает, что специфика развития кризисных процессов требует эффективных решений не только силами федерального уровня, но также обозначает особую важность регионального уровня в обеспечении сбалансированного развития территорий. 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz