Север и рынок. 2018, N 4.

Важным положительным фактором развития малых предприятий (включая микропредприятия) в 2017 г. является рост инвестиций в основной капитал (в части новых и приобретенных по импорту основных средств): в Мурманской обл. — в 4 раза, в Ямало-Ненецком АО — в 10 раз, в Чукотском АО — в 26 раз (в целом по России данный показатель увеличился лишь на 24 %) [3]. Таким образом, развитие СМСП в Арктике за анализируемый период характеризуется неравномерностью как по регионам, так и по периодам. В развитии предпринимательской среды для СМСП немаловажную роль играют органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, регулирующие предпринимательскую деятельность, в том числе меры поддержки СМПС, посредством разрабатываемых нормативно-правовых актов. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [8] целый ряд полномочий по развитию СМСП был передан с федерального уровня на региональный. Дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий России, переход на более качественный уровень видов и форм поддержки — приоритетные направления государственной и региональной политики в сфере малого и среднего бизнеса. Инфраструктура поддержки СМСП является неотъемлемой частью, обеспечивающей подсистемы системы бизнеса. В арктических регионах России с 2014 г. действуют программы и законы поддержки предпринимательства, разработанные на основе Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [9, 10] Программы и подпрограммы поддержки СМСП в регионах Арктической зоны отражают тенденцию развитых стран (в частности, стран ЕС) на интеллектуализацию процесса развития арктических регионов: через прогнозируемый рост в структуре внутреннего регионального продукта доли обрабатывающих производств, строительных, транспортных и коммуникационных услуг; через появление новых видов деятельности и занятости в традиционных ресурсных комплексах, в динамично развивающихся рекреационном и агропромышленном комплексах; через повышение конкурентоспособности СМСП; через укрепление экономической роли университетов, других образовательных структур; через развитие элементов региональной инновационной инфраструктуры в виде технопарков, бизнес-инкубаторов, локальных интеллектуальных зон и др. [11-14]. Важными вехами в развитии инфраструктуры поддержки СМПС в РФ за последние три года стали события, представленные на рис. 5. 2015 г. Создано АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП) Рис. 5. Ключевые события в развитии инфраструктуры СМПС 2016 г. Утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года Утвержден паспорт приоритетного проекта по основному направлению стратегического развития РФ «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» Утвержден паспорт приоритетного проекта Минэкономразвития РФ «Поддержка малого и среднего предпринимательства: переход к новому качеству» Ведомственный проект Минэкономразвития «Поддержка малого и среднего предпринимательства: переход к новому качеству» 2017 г. Утверждена целевая модель «Поддержка малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ» 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz