Север и рынок. 2018, N 4.
В настоящее время в рамках заключенного между правительством региона и ЗАО «Норд Гидро» соглашения реализуются проекты строительства малых ГЭС: двух «Белопорожских» и «Реболы» суммарной мощностью 50,3 МВт с выработкой более 202 млн кВтч/год. На эти цели запланированы ВБС в размере 6,2 млрд руб. (79,2 % инвестиционной обеспеченности подпрограммы). Ввод малых ГЭС позволит подключить новых потребителей, но дефицитность электрического баланса еще сохранится. Второе приоритетное направление — рациональное использование ТЭР на основе обеспечения заинтересованности их потребителей в энергосбережении, повышении собственной энергоэффективности и инвестирование в эту сферу. Внедрение энергоэффективного оборудования, технологий при проведении мероприятий в госсекторе, при строительстве, модернизации, реконструкции и техническом перевооружении объектов теплоснабжения с широким использованием местных видов топлива (торф, щепа, дрова) особенно в удаленных поселках. Предполагается создание комплексов, использующих энергию ветра и солнца (действует уже 13 таких комплексов вдоль автомобильных дорог). На эти цели запланированы инвестиции в 1,6 млрд руб. (20,7 % финансового обеспечения подпрограммы), в т. ч. 81 млн руб. — средства РБ, и на 2018-2020 гг. предполагается получение из ФБ субсидии в 70 млн руб. Республика Коми. В регионе энергосбережение закреплено как составная часть государственной политики, направленной на улучшение жизни населения и снижение затрат на коммунальные услуги за счет создания правовых, экономических и организационных основ. Созданный в республике фонд энергосбережения, пополняемый за счет потребителей ТЭР, служит источником ВБС на возвратной основе, используемых организациями для реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, в том числе посредством энергосервисных контрактов. Приоритетное направление энергосбережения связано с реализацией проектов в сфере ЖКХ, производства, передачи и потребления ТЭР и системе ЖК-инфраструктуры. Запланированный объем инвестиций на мероприятия в этой области составляет более 94 % финансового обеспечения подпрограммы (3,2 млрд руб., из них 0,2 млрд руб. — средства РБ). Средства РБ направляются на предоставление субсидий теплоснабжающим организациям на приобретение оборудования и материалов, обеспечивающих энергосбережение и повышение энергоэффективности. В свою очередь, теплоснабжающая организация берет на себя обязательства по снижению: • потерь тепловой энергии при ее передаче; • удельного расхода топлива на производство теплоэнергии. Раньше бюджетные средства шли на возмещение выпадающих доходов (ограничение размеров тарифов, применение льготных тарифов) теперь — на перечисление по факту приобретения оборудования и материалов. Наиболее значимые достижения за 2015-2016 гг. В 2015 г. построена тепловая электростанция, работающая на кородревесных отходах ОАО «Сыктывкарский ЛДК», мощностью 4,3 МВт. Годовой объем сжигания кородревесных отходов — 83,2 тыс. т (отходов хватит на 10 лет). По итогам 2015 г. выдано субсидий из РБ теплоснабжающим организациям в сумме 11,5 млн руб. В 2016 г. проведена реконструкция уличного освещения с. Объячево с применением нового для республики механизма энергосервисного контракта с объемом инвестиций в 9,9 млн руб. Обновленная система уличного освещения села (631 светодиодный светильник) позволит сэкономить МБ более 2 млн руб. в год. По расчетам, меньше чем через 5 лет проект окупится. Если до реализации проекта затраты села на электроэнергию составляли 2,8 млн руб. в год, то после модернизации — менее 0,8 млн руб. Реализованы энергосервисные контракты по модернизации тепловых сетей в г. Сыктывкар и модернизации котельной с переходом на другой вид топлива в п. Черный Яр. Всего в 2016 г. реализовано 3 энергосервисных контракта с общим экономическим эффектом 8,3 млн руб. В табл. 5 приведены фактические объемы инвестиций в мероприятия подпрограмм энергосбережения и повышения энергоэффективности регионов ЕСР в 2014-2016 гг. В связи с тем, что сроки реализации подпрограмм республик Карелия и Коми — 2015-2020 гг., в 2014 г. в этих регионах не приведены инвестиции. При сопоставлении данных табл. 3 и 5 видно, что ситуация с привлечением ВБС в регионах складывается по-разному. Самая благоприятная ситуация наблюдается в Мурманской обл., где за три года привлечено ВБС в 2,1 раза больше, чем было запланировано на весь период (2014-2020 гг.). Превышение произошло в связи с тем, что промышленные предприятия реализовали энергосберегающие мероприятия, не включенные в состав соглашений с Минэнерго и ЖКХ области. В Республике Карелия освоение ВБС составило 56,4 % от запланированного 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz