Север и рынок. 2018, N 4.
Как видно из табл. 1, энергоемкость валового регионального продукта (ВРП) регионов ЕСР существенно превышает среднероссийский уровень. Частично это объясняется суровыми климатическими условиями, что вызывает значительный расход ТЭР, наличием энергоемких производств (добыча углеводородов и других полезных ископаемых, лесопереработка), высоким уровнем износа оборудования, зданий и сооружений, приводящим к избыточным потерям и расходам ТЭР, а также низкой плотностью населения и локальным характером его проживания. Последний фактор увеличивает протяженность линий электропередач, транспортной инфраструктуры, что приводит к повышенным расходам ТЭР и росту их потерь. С другой стороны, высокий удельный вес городского населения и стремление к комфорту привели к росту масштабов отопления, кондиционирования воздуха в жилых, общественных и производственных зданиях, а также к широкому использованию бытовой техники, что повлекло за собой увеличение спроса на тепловую и электрическую энергию, а значит, и потребление топлива. Принятые в регионах ЕСР подпрограммы энергосбережения и повышения энергоэфективности (в дальнейшем — подпрограммы) отличаются по срокам, направленностью государственных программ, в которые они входят, а соответственно целями и задачами. Решение поставленных задач происходит путем реализации приоритетных направлений в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности. В то же время цели и задачи подпрограмм определяются спецификой регионов, но есть и общие проблемы, которые отражены в подпрограммах. Для всех регионов важными задачами являются обеспечение стабильного функционирования систем жилищно-коммунальной (ЖК) инфраструктуры, особенно при подготовке ее к работе в осенне-зимний период, модернизация и замещение неэффективных источников теплоснабжения с учетом развития НДТ, более широкого использования имеющегося потенциала ВИЭ в топливно-энергетическом балансе (ТЭБ) (табл. 2). Так, для Мурманской обл. и Республики Карелия (топливо дефицитные регионы с высокой долей дорогостоящего привозного мазута в топливно-энергетическом балансе 22,4 и 14,3 % соответственно) основной из задач является повышение энергоэффективности использования ТЭР. Повышение энергоэффективности при производстве тепло- и электроэнергии и их передаче приводит к снижению потребления дорогостоящего привозного топлива, в том числе и мазута. Кроме того, для Карелии, в связи с дефицитностью республиканского бюджета, большое значение имеет задача создания условий, стимулирующих привлечение инвестиций. Для Архангельской обл. главной задачей является повышение доли местных видов топлива и ВИЭ в ТЭБ (планируется увеличить на 68 % к 2020 г. по сравнению с 2013 г.), а также замещение тепловых мощностей, использующих в качестве топлива привозные мазут, уголь и дизтопливо, реконструированными или вновь построенными, использующими биотопливо и другие виды ВИЭ. В Республике Коми, которая обладает значительными запасами угля, нефти, природного газа, основополагающей задачей является стимулирование энергосбережения и повышения энергоэффективности во всех звеньях производственного процесса от добычи ресурсов до потребления и при их транспортировке. Что же касается запланированного финансирования региональных подпрограмм энергосбережения, то оно различается и по своему объему, и по составу источников (табл. 3). Общие объемы финансирования рассматриваемых подпрограмм колеблются от 3,4 млрд руб. (Коми) до 12,8 млрд руб. (Архангельская обл.). Софинансирование мероприятий подпрограмм за счет средств федерального бюджета (ФБ) осуществляется в случае предоставления регионам субсидий в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2011 г. № 746 [11]. Выделение субсидий из ФБ на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности было запланировано в 2014 г. в Мурманской и Архангельской областях (соответственно 5,9 и 1,4 % суммарного объема инвестиций). В Республике Карелия запланировано поступление средств из федерального бюджета на период 2010 2020 гг. (табл. 3). Привлечение средств местных бюджетов (МБ) на реализацию программных мероприятий запланировано в минимальных размерах только в Мурманской и Архангельской областях — 0,6 и 4,3 % соответственно от общего объема инвестиций. Региональные подпрограммы планируется осуществлять главным образом за счет привлечения внебюджетных средств (ВБС): так, в Республике Карелия их доля составляет 98,1 % финансового обеспечения подпрограммы, а Мурманской обл. — 80 %. 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz