Север и рынок. 2018, N 4.
развития национальной экономики, а также жесткого отстаивания российских арктических интересов в ООН и других международных организациях. Особое внимание с позиций национальной энергетической безопасности уделено вопросам импортозамещения зарубежного оборудования и технологий добычи, строительства бурового флота, включая изучение передового зарубежного опыта приарктических государств. С геополитической точки зрения наличие ресурсов арктического шельфа, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, является одним из важнейших конкурентных преимуществ и фактором энергетической безопасности отечественной экономики. В силу огромного геоэкономического и политического значения северных акваторий особую актуальность приобретает вопрос ограничения доступа зарубежных компаний к добыче углеводородных ресурсов в российской Арктике. Ключевые слова: государственное регулирование, нефтегазовый комплекс, арктический шельф, континентальный шельф, недропользование, углеводородные запасы, энергетическая безопасность. S. E. Trofimov PhD (Economics) Baykal State University, Irkutsk, Russia CHALLLENGES AND PROSPECTS OF THE STATE REGULATION OF MINERAL RESOURCE USE ON THE RUSSIAN ARCTIC SHELF Abstract . The research subject is the actual problems of state regulation of mineral resource use of the Arctic and continental shelf of Russia. The aim of the work is to determine the location of the Arctic and continental shelf of Russia in the global energy space, analyze current problems and suggest directions for improving state regulation of the Russian Arctic shelf mineral resource use. The role and importance of the development of the Arctic oil and gas reserves as the most important strategic region for the development of the national economy, as well as the strict upholding of Russian Arctic interests in the UN and other international organizations, are substantiated. The subject of the research is actual problems of state regulation of subsoil use of the Arctic and continental shelf of Russia. The role and importance of the development of the Arctic oil and gas reserves as the most important strategic region for the development of the national economy, as well as the strict upholding of Russian Arctic interests in the UN and other international organizations, are substantiated. From the positions of national energy security, special attention is paid to the issues of import substitution of foreign equipment and production technologies, the construction of the drilling fleet, and the study of advanced foreign experience of the Arctic states. From the geopolitical point of view, the availability of the Arctic shelf resources, which are under the the Russian Federation jurisdiction, is one of the most important competitive advantages and a factor of energy security of the domestic economy. Due to the huge geo-economic and political significance of the northern water areas, the issue of restricting foreign companies' access to hydrocarbon resources in the Russian Arctic is becoming increasingly important. Keywords : state regulation, oil and gas sector, the Arctic shelf, continental shelf, subsoil use, hydrocarbon reserves, energy security. Стратегическое значение континентального шельфа для социально-экономического развития страны Осознание человечеством в ХХ в. ограниченности полезных ископаемых на материковой части Земли привело к пониманию значимости ресурсов Мирового океана и континентального шельфа для развития национальных производств. В ст. 76 п. 1 Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) записано: «Континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль...» [1]. Современные технологии позволяют вести добычу на большей части российских акваторий, где извлекаемые запасы в открытых месторождениях, по разным оценкам, составляют около 100 млрд т у. т., подавляющее большинство которых сосредоточено в арктической зоне [2, с. 18]. Совокупные запасы шельфа остальных стран оценивались в 72,9 млрд т нефти и 61,6 трлн м3природного газа. Особое место в рамках континентального шельфа отводится его арктической зоне. В конце ХХ в. пять стран официально заявили о своих намерениях разделить между собой природные богатства Арктики: Дания, Канада, Норвегия, Россия и США3. Еще около 20 государств, большинство из которых не имеют непосредственного выхода к Северному Ледовитому океану, хотели бы присоединиться 3Следует подчеркнуть, что экспертные заключения об объемах нефтегазовых запасов континентального шельфа, приводимые в различных научных источниках, часто не совпадают между собой. Вероятно, это связано со сложностью получения точной объективной информации, нередко носящей оценочный характер, а также с использованием различных методик расчета углеводородных шельфовых месторождений. 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz