Север и рынок. 2018, N 4.
Стоит отметить, что политика импортозамещения уже дает необходимые результаты. В 2016 г. объем внутреннего производства в сфере нефтегазового машиностроения вырос на 7,13 % по сравнению с 2015 г. и составил 251 млрд руб. Соответственно, импортозависимость отечественных компаний в общем сократилась на 7 %. Такая же тенденция продолжилась и в 2017 г. [10]. На основе проведенного исследования была составлена расширенная матрица SWOT-анализа, демонстрирующая сильные и слабые стороны технологической обеспеченности шельфовых проектов отечественными технологиями, а также возможности и угрозы внешнего окружения (рис. 4). Ф акторы внешнем среды Возможности • развитие государственной политики импортсоамещення в сфере технологического обеспечения шельфовыхпроектов (к 2016г. гоиюртгааннснмостъ снижена на 7 %); • новые возможности привлечения финансирования и развития сотрудничества с азиатскими странами (Китай. Сингапур, Корея); • развитие системы предоставления грантовн субсидий на проведение тематических исследовании {РНФ. РФФИ, Институты развития РФ); • развитие государственныхпрограммподдержки протводственных проектов при кооперации бизнеса государства и научныхорганизации Угрозы * прошение существующихн расширение круга вводимых секторальныхи проектных санкций, ограничивающих импорт специализированного оборудования и технологий (со стороны СШАн ЕС); • ограничения в сфере привлечения финансирования со стороны зздубежных партнеров; * высокая вероятность приостановки контрактов с рядом зарубежныхпартнеров в проектахсовместногоучастия (как в случае с проектом освоения скважины Университетской-1и Туапсинского месторождения); • возможный вводограничений насервисное обслуживание реализуемых проектов (Приразломноеместорождение) Сильныестороны * значительный потенциал отечественногонефтегазового машиностроения и сервиса (Ьолее 200предприятий); * значительный отечественный научныйи научно- техннческнн потенциал; * активноразвивающиеся меры господдержки предприятии нефтегазового илмн(хiросних. а также малого инновационного бизнеса, в том числе в сфере нефтегазового сервиса; * значительные объемы финансирования со стороны государства Пате СИВ • реализацияточечнойгосударственной политики по поддержке предприятий имеющихпотенциал в определеннойобласти Пате СИУ • модернизация предприятий в сференефтегазового • реализациятрехстороннихсоглашений (государство, научные организации, бизнес) на проведение НИОКР и внедрение результатов в промышленное производство: • мониторинг и контроль использования финансовыхресурсов, оценка эффективности нх освоения; • привлечение новыхстратегическихпартеров к освоению шельфовыхпроектов (Китай, Корея, Сингапур, Норвегия) для принятая опыта и активизациидеятельности нароссийском шельфе__________ * государственная поддержка новых проектов в области нефтегазового машиностроения и сервисного обслуживания; * расширение списка компавнн. допущенных кработе на шельфе, с целью привлечения дополнительныхинвестиций в инфраструктурное итехнологическоеразвитие; * упрощение процедур проведениягосударственных закззов; рагапне механизмовчастно-государственного партнерства Слабые стороны * высокая существующая степень зависимости шельфовых проектов от импортных технологий (до 90 % по определенным вндам техники н технологий); * недостаточный опыт российских компаний в сфере отработки арктических месторождений; * отсутствие единой стратегии в области импортозамещения с вовлечением всех ключевых стейкхолдеров; * низкий уровень кадровой обеспеченности проектов; * отсутствие высококвалифицированных специалистов для работы с инновационными технологиями; * сложный механизм коммерциализации технологий Поле СЛВ • точечная государственная политика, направленная на разработку и внедрение критически важных технологий, подготовку кадров для шельфовых проектов, в т. я. для работы с инновационными технологиями и системами; • выстраивание единой стратегии импортозамещения со взанмоувязкон основных программных документов, системой мониторинга и контроля; • выстраивание четких механизмов коммерциализации знаний и технологии при участии государства, бизнеса н науки; • упрощение доступа к финансовым ресурсам на создание и внедрение перспективных технологий {институты развития, статус региональных проектов и т. д.) Поле СЛУ • разработка целостной системы, направленной на установление взаимодействия между ключевыми стейкхолдерами в области технологического обеспечения шельфовых проектов; • упрощение механизма коммерциализации технологий для Арктического шельфа (снижение бюрократии, проведение открытых конференций между заинтересованными сторонами): • совершенствование нормативно-правового регулирования; •реализация современныхподходов к технологическому прогнозированию в рамках стратегического планирования освоения ресурсов шельфа Рис. 4. SWOT-анализ технологической обеспеченности арктических шельфовых проектов РФ [1, 10, 16-18] Выводы Таким образом, вопросы освоения нефтегазовых ресурсов шельфа Арктики являются актуальными ввиду стратегической значимости углеводородного сырья, а также арктических территорий в целом для нашей страны. Реализация шельфовых проектов — это высокотехнологичный и наукоемкий процесс. Экстремальные климатические условия, сложная геология, низкий уровень обеспеченности необходимой инфраструктурой, значительная удаленность от промышленных центров определяют повышенную степень сложности отработки таких месторождений и обуславливают необходимость применения специального оборудования и внедрения уникальных технологий. На сегодняшний день подавляющая часть технологий для освоения шельфа импортируется, что в значительной мере ставит под угрозу реализацию отечественных арктических проектов. Политические санкции и запреты оказывают негативное влияние на перспективы их реализации. Ввиду сложившихся условий, России необходимо принимать действенные меры в данном направлении для повышения степени обеспеченности перспективных шельфовых проектов отечественными технологиями и системами, и снижения уровня зависимости от зарубежных поставщиков. На основе анализа основных нормативно- правовых актов и перечня запрещённого оборудования в настоящий момент можно выделить следующие критические технологии для обеспечения арктических проектов: оборудование для судов и плавучих буровых установок, системы подводных добычных комплексов, устьевое оборудование для проведения различных видов работ ГРП и геофизических исследований, специализированные суда, комплектующие изделия. 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz