Север и рынок. 2018, N 4.
Анализ сильных и слабых сторон На сегодняшний день в сфере технологического обеспечения шельфовых нефтегазовых проектов присутствует ряд сформировавшихся проблем, требующих решения. Они касаются, прежде всего, практической стороны разработки и коммерциализации знаний и технологий. В настоящее время отсутствует целостная система взаимодействия ключевых стейкхолдеров по вопросам технологического оснащения шельфа. Развитие нормативно-правового регулирования по различным аспектам технологической обеспеченности шельфовых проектов осуществляется в разобщенной форме, что свидетельствует о необходимости разработки единой стратегии с постановкой определенных целей и задач [1, 5]. Последовательная и целенаправленная взаимоувязка всей цепочки коммерциализации знаний и технологий от разработчиков инноваций до их потребителей, которая опирается на соответствующую нормативно-правовую базу и систему стимулов, будет способствовать эффективному и независимому освоению шельфа РФ [1]. Отрицательным фактором является также отсутствие должного опыта у российских компаний по использованию инновационных технологий глубоководной добычи, что обусловливает необходимость привлечения сторонних зарубежных организаций не только в рамках осуществления основных производственных процессов, но и для обслуживания промышленных объектов и оказания сервисных услуг. Также существует проблема нехватки российских высококвалифицированных кадров для работы с инновационными технологиями на шельфе [1, 5]. Тем не менее, несмотря на сохраняющуюся высокую степень импортозависимости и значительное количество сложившихся проблем, стоит отметить, что РФ имеет значительный потенциал в сфере нефтегазового машиностроения, представленный более чем 200 предприятиями, производящими тяжелую технику, оборудование для нефтепромыслов, переработки и транспортировки углеводородного сырья, оборудование для геологоразведки и пр. [1]. Среди них Давлекановский завод нефтяного машиностроения (Башкортостан), Орский машиностроительный завод (Оренбургская обл.), ПАО «Волгограднефтемаш» (Волгоградская обл.), ПАО «Ижнефтемаш» (Удмуртская Республика), АО «Сибнефтемаш» (Тюменская обл.), завод нефтегазового машиностроения «Синергия» (Пермский край), ООО «Уралмаш Нефтегазовое Оборудование Холдинг» и т. д. В 2016 г. был открыт высокотехнологичный завод АО «Трансфнеть Нефтяные насосы», осуществляющий производство магистральных и подпорных нефтяных насосов [7]. Для полноценного вовлечения отечественного машиностроительного комплекса в процесс технологического обеспечения месторождений Арктического шельфа важно не только модернизировать существующие объекты, но и создать систему тесной взаимосвязи между нефтегазовыми компаниями и производителями техники и оборудования с привлечением научных центров и государственных структур [10]. Стоит отметить, что в России сегодня совершенствуются и меры поддержки предприятий нефтегазового машиностроения в рамках реализации таких механизмов государственной поддержки, как: • субсидирование затрат на проведение научно-исследовательских и опытно конструкторских работ (НИОКР) по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации постановления Правительства от 30 декабря 2013 г. № 1312 (ПАО «Криогенмаш», ООО «Текон Мембранные технологии», ООО «НПФ Завод «Измерон», ООО «Бежецкий опытно экспериментальный завод», ООО «Камышинский завод бурового инструмента»); • субсидирование затрат, понесенных на уплату процентов по кредитам, в рамках реализации постановления Правительства от 12 марта 2015 г. № 214 (АО «Новомет-Пермь», ПАО «Волгограднефтемаш», ПАО «Первомайскхиммаш», ПАО «Ижорские заводы», АО «Дмитровоградхиммаш», ООО «Корпорация Уралтехнострой»); • субсидирование российских организаций на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям в 2016 г. в рамках реализации постановления Правительства от 8 ноября 2016 г. № 1143 (ПАО «Криогенмаш») [7, 10]. В 2015 г. Фонд развития промышленности рассмотрел заявки по 31 проекту от 29 предприятий и одобрил 6 проектов на сумму 1,8 млрд руб. (АО «Гипрогазоочистка», ООО ФПК «Космос-Нефть- Газ», АО «Тяжпрессмаш», АО «Концерн "ЦНИИ "Электроприбор"», АО «ГМС Ливгидромаш», АО «НПО Регулятор») [10]. В 2016 г. в сфере нефтегазового машиностроения было одобрено 12 проектов на получение льготного займа. Общая сумма выплат в соответствии с подписанными договорами составила 2,9 млрд руб., что на 61 % превышает объемы финансирования за 2015 г. [10]. В рамках проведенного анализа по различным видам критических технологий определены отечественные предприятия, которые имеют существенный потенциал в области разработки технологий для освоения шельфа, а также перспективные компании-партнеры (табл. 3). В качестве стратегических партнеров рассматривались компании Кореи, Сингапура и Китая [8]. 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz