Север и рынок. 2018, N 4.
Одной из причин остановки вышеперечисленных проектов называют нехватку отечественных технологий и оборудования для самостоятельной разработки месторождений. Тем не менее, на объемы текущей добычи на шельфе это пока практически не оказывает влияния, так как запуск указанных проектов был намечен на период после 2020 г. Стоит отметить, что на действующем месторождении «Приразломное» роль зарубежных подрядчиков в обслуживании систем составляет порядка 50 % от общего объема работ [5]. Для бурения скважин на данном месторождении привлекались такие иностранные компании, как Halliburton (США), Schlumberger (Франция), Baker Hughes (США). Также зарубежные эксперты были задействованы и при разработке самого проекта, например, компании NationalOilwell (США), Varco (США), Cameron (СШ а ) и др. [7]. В дальнейшем, при условии расширения санкций, может быть введен запрет на поставку оборудования и сервиса для всех проектов Арктического шельфа. Такое развитие событий рассматривается в одном из сценариев, разработанных центром «Сколково» с целью прогнозирования освоения шельфа [5]. Ввиду сложившихся отношений России с США и ЕС в целях развития сотрудничества и привлечения финансирования необходимо рассматривать возможность вовлечения новых стратегических партнеров. Наиболее перспективными, по данным опроса «Прогноз развития шельфа России 2015— 2020», являются партнеры из Китая и Кореи. Также укрепление сфер взаимодействия целесообразно осуществлять с Норвегией, которая имеет существенный опыт по вопросам освоения Арктики [8]. В среднесрочной перспективе Венесуэла и Сингапур также могут стать надежными партнерами для России в сфере финансирования и совместной разработки высокотехнологических систем (рис. 1) [8]. Рис. 1. Ключевые страны-партнеры по освоению шельфовых ресурсов в среднесрочной перспективе (по данным опроса «Прогноз развития шельфа России 2015-2020»), % (число отвечающих) [8] Можно также сделать вывод о том, что санкции, несмотря на прямые отрицательные эффекты, явились в настоящий момент неким стимулом к установке приоритетов по активизации политики импортозамещения в РФ. В последние годы в России были разработаны и приняты различные нормативно-правовые документы и планы мероприятий в отраслях нефтегазового и энергетического машиностроения, а также в смежных областях [8, 10]. В Энергетической стратегии России до 2030 г. решение проблемы импортозамещения оборудования для топливно-энергетического комплекса (ТЭК) определено в качестве важнейшей задачи [11]. Согласно принятым положениям, к 2030 г. отечественная отрасль машиностроения освоит до 95-98 % номенклатуры изделий, предназначенных для ТЭК. Таким образом, доля импорта машин и оборудования, в том числе и для работ на шельфе, по плану, в значительной мере сократится уже к 2030 г. Такая динамика отражена и в Стратегии развития тяжелого машиностроения до 2020 г., предполагается, что в среднесрочной перспективе отечественный спрос на импортное нефтегазовое оборудование будет незначительно возрастать на фоне увеличения российских производственных мощностей в сфере создания и внедрения российских аналогов зарубежной техники и комплектующих изделий (рис. 2) [12]. Значимым аспектом в разрезе технологической обеспеченности шельфа является также создание высокотехнологических плавсредств для освоения месторождений замерзающих морей Арктики, что связано как с необходимостью их обустройства, так и реализацией транспортного обеспечения. В настоящий момент приоритетные направления и целевые показатели в этой сфере утверждены в «Государственной программе РФ "Развитие судостроения на 2013-2030 годы"» [13, 14]. 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz