Север и рынок. 2018, N 4.
4. Несмотря на низкий агроклиматический потенциал, высокие производственные издержки и риски, развитие отраслей АПК и сельскохозяйственного производства в арктических регионах является в первую очередь основой их продовольственной безопасности. 5. Исследование ситуации в аграрном секторе Мурманской обл. выявило продолжающуюся стагнацию в сельском хозяйстве региона в связи с длительным периодом восстановления разрушенного сектора животноводства. Резкое сокращение объемов производства продукции в сельском хозяйстве ведет к ослаблению накопленного ресурсного потенциала отрасли, усилению процессов его разрушения, влекущих за собой долговременные отрицательные последствия для экономики региона, продовольственной безопасности, социальной обстановки в селах области. 6. В результате анализа показателей, характеризующих промышленное производство регионов АЗРФ с 2013 по 2017 гг., было выявлено, что Ямало-Ненецкий автономный округ является лидером по добыче полезных ископаемых. Месторождения железных руд в Красноярском крае за последние годы истощены. Деятельность промышленного сектора на территориях АЗРФ оказывает отрицательное влияние на состояние окружающей среды. 7. Специфика региона требует разработки и реализации в Арктике государственной экологической политики, создаваемой не только чиновниками, но и научным сообществом, с привлечением представителей коренного населения. Инвестиционные проекты для арктических корпораций должны в обязательном порядке подвергаться комплексной государственной экспертизе, позволяющей учесть в совокупности основные факторы для принятия решения. В рамках разрабатываемого в настоящее время закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» должна быть предусмотрена реализация передовых ресурсосберегающих экологически ориентированных технологий, формирование новых отраслей производства, ориентирование на стратегию устойчивого развития арктических регионов с учетом необходимости удовлетворения потребностей будущих поколений. После обсуждения представленных докладов участники секции выделили следующие направления для обеспечения дальнейшего развития исследований и практических разработок по данным тематикам: 1. Необходимо продолжить исследования состояния речных систем арктических регионов России. Полученные промежуточные данные могут быть использованы при выяснении вклада происходящих процессов в трансформации состояния речных экосистем, оценки экологически допустимых уровней гидрохимических показателей, а также будут полезны при разработке экологически обоснованной системы нормирования антропогенной нагрузки на водные объекты Арктической зоны Российской Федерации. 2. Корпорациям совместно с научными организациями необходимо формировать проекты по разработке и реализации природоохранных мероприятий и стремиться внедрять инновационные технологии для безусловного соблюдения природоохранного законодательства. 3. Требуется детальное исследование возможностей развития механизмов социального партнерства, направленных на повышение социальной ответственности бизнеса и роли ресурсных корпораций в реализации социальной политики на Севере и в Арктической зоне РФ. 4. Совершенствовать методологию определения перспективных направлений социально экономического развития регионов Севера и Арктики. 5. Активно развивать исследования в области развития «зеленой» экономики АЗРФ, в том числе с учетом зарубежной практики использования роботизации подземных и открытых горных работ. Участники конференции приглашают Правительство РФ и Федеральное Собрание РФ, Российскую академию наук, администрации северных и арктических регионов, объединения предпринимателей, отраслевые союзы и ассоциации, экспертное сообщество продолжить активный диалог по ключевым проблемам развития Севера и Арктики России. Международный оргкомитет конференции Апатиты, сентябрь 2018 г. 180
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz