Север и рынок. 2018, N 4.

• имеет место неравномерность потоков и в корпоративном секторе, обусловленная спецификой формирования российского бизнеса на базе крупномасштабных производств и слабостью институционального сопровождения рыночных реформ в сфере рыночных преобразований; • наиболее остро проблема финансовой обеспеченности стоит в регионах Севера и в Арктике, где финансирование расходных обязательств осложняется дополнительными расходами, вызванными северными условиями жизнедеятельности, а направленность структурообразующих корпоративных финансовых потоков определяется внешними для северных и арктических регионов управляющими компаниями, не заинтересованными в повышении эффективности развития конкретной территории; • осуществленные и предлагаемые на перспективу центральными органами власти меры по устранению существующих диспропорций в бюджетно-налоговой сфере и институциональных «прорех» в корпоративном секторе не учитывают северную и арктическую специфику, не способствуют активизации стимулов у региональных и местных органов власти к увеличению налогового и финансового потенциала своих территорий, проведению взвешенной налогово-бюджетной и корпоративной политики; • игнорирование в налоговом законодательстве учета северных условий хозяйствования, отсутствие системной оценки эффективности внедряемых налоговых новаций, отказ от контроля за целевым использованием средств, высвободившихся в связи с предоставлением льгот, сохранение возможностей для злоупотребления льготами, отстаивание при принятии налоговых законов интересов субъектов крупного бизнеса, которые не связаны с решением территориальных проблем, становятся причиной сохранения низкого уровня предпринимательской активности, сохраняется дисбаланс доходов и расходов бюджетов северных и арктических субъектов РФ, обостряются проблемы при проведении социально-экономической политики; • инвестиционная активность, в свою очередь, определяется повышенным интересом к данной территории корпоративного сектора (крупнейших российских корпораций), сконцентрированного на вложениях в добычу полезных ископаемых. Соответственно, направление экономического развития регионов Севера и Арктики России в значительной мере ориентировано на реализацию интересов корпоративных структур и слабо учитывает интересы домашних хозяйств, так как крупный бизнес не заинтересован в развитии социальной составляющей. В то же время сырьевая направленность экономического развития северных и арктических регионов предопределяет жесткую зависимость успешности развития территории от конъюнктуры мировых цен и обусловливает их уязвимость в условиях мирового кризиса. По результатам работы секции подготовлены решения, в которых отмечены наиболее актуальные аспекты обсуждавшихся проблем и даны рекомендации по основным направлениям дальнейших исследований и задачам прикладного характера, которые необходимо решать органам власти различных уровней, субъектам хозяйствования, институтам гражданского общества в целях улучшения финансовой обеспеченности развития регионов Севера и Арктики РФ . 1. Следует продолжить исследования вопросов финансовой политики по следующим направлениям: • дальнейшее развитие и совершенствование межбюджетных отношений, повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами; • выявление особенностей движения финансовых потоков, формирующих финансово­ инвестиционный потенциал в северных регионах; • эволюция корпораций Севера, специфика их организационных форм, взаимосвязей между организационными формами, моделями финансирования и стратегиями развития; • модели и механизмы финансирования крупных ресурсных корпораций Севера; • механизмы трансформации сбережений населения в инвестиционные ресурсы. 2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации: • с целью повышения финансовой обеспеченности и усиления стимулирующего характера бюджетной политики северных и арктических территорий увеличить величину налогов, остающихся на их территории, за счет: а) обеспечения аккумулирования в регионах сумм налогов в размере, превышающем объемы налоговых поступлений, собранных на территории северного/арктического субъекта в предыдущем году (по региональным и федеральным налогам); б) отмены возврата НДС экспортерам природных ресурсов и закрепления конкретной доли налога за региональными бюджетами; • с целью социально справедливого перераспределения доходов между различными слоями населения реформировать систему налогообложения доходов физических лиц с учетом региональной специфики: дифференцировать доходы индивида с учетом стоимости жизни в месте его проживания. 177

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz