Север и рынок. 2018, N 4.

6 . Для решения проблемы продовольственной обеспеченности населения северных и арктических регионов РФ предложено усилить внимание к развитию фермерских хозяйств и семейных животноводческих ферм, которые характеризуются огромным потенциалом дальнейшего развития при условии их устойчивого стимулирования. Это позволит увеличить объемы сельскохозяйственного производства и решить социально-экономические проблемы развития села, относящиеся к приоритетным целям развития агропромышленного комплекса. Секция III. Устойчивое социальное развитие регионов и местных сообществ Арктики В работе секции приняли участие 27 представителей научных и образовательных учреждений Мурманской обл., Республики Карелия, Вологды, Москвы, Санкт-Петербурга. В докладах и дискуссиях участники отметили, что, несмотря на усиление внимания к вопросам развития арктических территорий России со стороны правительственных структур и наблюдающиеся позитивные тенденции, в сфере социального развития регионов и местных сообществ российской Арктики сохраняются следующие проблемы: • несоответствие социальной инфраструктуры современным требованиям, усиление очаговости в размещении и «поляризации» в обеспечении ее объектами, проявляющееся в снижении доступности качественных услуг в городах, не являющихся крупными административными центрами и, особенно, в отдаленных и малых поселениях. Состояние социальной инфраструктуры во многих поселениях, особенно в сфере здравоохранения, не позволяет в полной мере выполнять ее компенсаторную функцию в условиях Арктики; • кризисные процессы в малых поселениях, в том числе прибрежных; затруднения в привлечении инвестиций в инфраструктурные проекты в этих поселениях; • снижение экономической привлекательности работы и отток наиболее активного населения в трудоспособном возрасте, особенно в моногородах; • недостаточно активные процессы в сфере создания доступной социальной среды, в том числе для маломобильных групп населения; • сохранение безработицы, включая молодежную, при этом наблюдается рост социальной напряженности на рынках труда АЗРФ, связанный с недостатком квалифицированных специалистов и сложностью трудоустройства молодежи в силу несоответствия спроса со стороны молодежи предлагаемой рынком труда структуре вакантных мест; • ориентация органов власти и промышленных корпораций в первую очередь на критерии экономической эффективности, что зачастую приводит к решениям, противоречащим интересам социального развития территориальных сообществ; • наличие комплекса специфических проблем, касающихся особо уязвимых социальных групп, в частности, коренных народов Севера, в том числе в части обеспечения их права на приоритетный доступ к охотничьим угодьям, рыбопромысловым участкам, пастбищам. В результате сохраняется угроза снижения качества жизни в ряде регионов и поселений российской Арктики, ухудшения количественных и качественных характеристик человеческого потенциала. Образуется сегмент депрессивных территорий и поселений — анклавов социального неблагополучия. Это, прежде всего, переживающие спад монопрофильные города и малые сельские поселения, в том числе отдаленные и прибрежные. Особо отмечено, что подходы к социальному развитию регионов и местных сообществ Арктики в целом не претерпевают существенных изменений и недостаточное внимание уделяется созданию условий и стимулов для саморазвития территорий. Для решения указанных проблем государственным органам власти предлагается: а) направить усилия на создание комфортных условий для жизни в Арктике, включая разработку и внедрение высоких стандартов жизнеобеспечения на основе дифференцированного подхода к установлению нормативов объемов стационарной медпомощи, развития поддержки молодых семей, субсидирования сезонных перелетов; обеспечить формирование дифференцированных механизмов государственной политики развития социальной инфраструктуры населенных пунктов различного типа в АЗРФ, особенно удаленных, средних и малых поселений. Законодательно закрепить для регионов АЗРФ при разработке нормативных показателей кадрово-инфраструктурной обеспеченности, особенно в здравоохранении, применение их повышенных значений в связи с ростом очаговости размещения объектов здравоохранения, низкой транспортной доступностью поселений и необходимостью реализации компенсаторной функции социальной инфраструктуры в Арктике; 173

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz