Север и рынок. 2018, N 4.

Российской Федерации, ее северных и арктических территорий, относится размывание дисциплинарных и отраслевых границ в исследованиях и разработках. Стратегическое значение Севера и Арктической зоны России ставит вопрос о необходимости расширения здесь системных, междисциплинарных научных исследований и на этой основе — о лучшей организации всех видов социально-экономической деятельности на данном пространстве. Междисциплинарные исследования, позволяющие создать технологии противодействия техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, эффективно отвечающие на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, на Севере и в Арктике становятся насущной необходимостью. Было отмечено, что при решении исследовательских и практических задач развития российского Севера и Арктики заслуживает внимания опыт зарубежных стран по поддержке своих северных и арктических территорий, реализации их инновационного потенциала. В связи с этим необходимо, в том числе на государственном уровне, усилить внимание к развитию программ международного научно-практического сотрудничества в Арктике. Обобщая отечественные и мировые тенденции развития теории и практики освоения и хозяйственной деятельности на Севере и в Арктике, участники конференции определили необходимость дальнейшего научного обоснования и практической реализации перехода к новой парадигме развития российского Севера и Арктики. Ее суть состоит в переходе от «ресурсного» к «человекоориентированному» подходу к развитию северных и арктических регионов России, нацеленному на устойчивое социально-эколого-экономическое развитие, сохранение заселенности и «обживание» Севера и Арктики. Участники конференции также подчеркнули необходимость внедрения новой парадигмы территориального управления на Севере и в Арктике, суть которой состоит в переходе от конкуренции за ресурсы к партнерству и сотрудничеству всех сторон, участвующих в территориальном и межтерриториальном развитии, к совместной, согласованной выработке ими стратегических управленческих решений с учетом интересов регионов и местных сообществ Севера и Арктики. Научную основу данной парадигмы составляют положения синергетики, самоорганизации и коэволюции. Реализация указанных концептуальных изменений в региональной политике будет способствовать устойчивому развитию регионов российского Севера и Арктики и послужит важнейшим условием реализации национальных интересов Российской Федерации, укрепления ее позиций на Севере, в Арктике и в глобальном геоэкономическом пространстве. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ТЕМАТИЧЕСКИХ СЕКЦИЙ КОНФЕРЕНЦИИ Секция I. Глобальные процессы и развитие транспортно-логистических систем в российской Арктике В работе секции приняли участие представители научных учреждений Мурманской и Архангельской областей, Республики Карелия, Москвы, Санкт-Петербурга. В ходе работы секции обсуждались проблемы и перспективы развития Северного морского пути, способы организации энергообеспечения потребителей в арктических регионах России, основные направления взаимодействия предприятий военно-промышленного комплекса и судоходных компаний, затрагивались особенности российско-китайского взаимодействия в Арктике. Острые дискуссии вызвали вопросы, связанные с транспортировкой углеводородных ресурсов, перспективами увеличения поставок природного газа в Китай и страны Европейского союза, а также проблемы воспроизводства запасов арктического природного газа. В результате обсуждения был сделан вывод о слабой развитости транспортно-логистической инфраструктуры российской Арктики, что приводит к несоответствию значимости освоения природно­ ресурсного потенциала арктического региона требованиям обеспечения национальной безопасности. После обсуждения представленных докладов участники секции выделили следующие направления дальнейшего развития исследований и практических разработок по тематике секций: • для успешного развития деятельности администрации Северного морского пути необходимо создание в ее составе отделов по организации обмена научно-изобретательской информацией между организациями военно-промышленного комплекса и судостроительными компаниями, производящими суда для Северного морского пути; 171

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz