Север и рынок. 2018, N 4.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, отметим ключевые моменты: • в природоохранной сфере в масштабах страны осуществляется переход на технологическое нормирование воздействия на окружающую среду на основе наилучших доступных технологий (НДТ). Сущность его в том, что объектом регулирования становится технология производства, которая постоянно должна совершенствоваться, снижая ресурсопотребление, эмиссии загрязняющих веществ в окружающую среду, обеспечивая экономическую эффективность; • все объекты негативного воздействия на окружающую среду разделены на категории, что позволяет применять дифференцированно меры государственного регулирования и усилить контроль объектов I категории, которые оказывают значительное воздействие и отнесены к области применения НДТ; • для осуществления хозяйственной деятельности все предприятия должны получить свидетельство о постановке на государственный учет объектов НВОС и присвоении соответствующей категории. Предприятия с объектами I категории должны подать заявку на комплексное экологическое разрешение (КЭР), разработать программу повышения экологической эффективности в случае превышения установленных технологических нормативов загрязнения окружающей среды; • повышается роль производственного экологического контроля (ПЭК) в части сбора, анализа и предоставления информации (в том числе в госфонд данных экологического мониторинга). Для объектов I категории вводится обязательность непрерывного контроля эмиссий загрязняющих веществ и необходимость в оснащении источников загрязнения средствами передачи информации; • разработанные информационно-технические справочники НДТ представляют уникальные материалы по описанию технологических процессов. Они соответствуют современному состоянию технологического развития, сопоставимы с аналогичными европейскими справочниками ^R E F ), прошли экспертизу Технического комитета 113 и, в отличие от европейских, являются документами по стандартизации; • справочники НДТ будут востребованы предприятиями как руководство по модернизации и совершенствованию применяемых технологий, государственными структурами — для регулирования промышленной и природоохранной деятельности. Практическая значимость данной работы находится в информационном поле, которое направлено на привлечение внимания научного сообщества к решению проблемных вопросов экологического реформирования, затрагивающего в перспективе все сферы хозяйственной деятельности в стране. На текущий момент, как показал анализ нововведений природоохранного законодательства, они обусловлены, прежде всего, несвоевременным принятием подзаконных актов. Существенной проблемой является то, что до сих пор не решены методические вопросы оценки уровня допустимого воздействия на водные объекты. В то же время отсутствует отечественная практика применения предлагаемого в ИТС 10-2015 подхода, основанного на разделении водных объектов на категории, в соответствии с которыми осуществляется ограничение азота и фосфора в сбросах сточных вод. Подход к контролю эмиссий по маркерным веществам требует не только внедрения автоматизированных систем на объектах НВОС, а и усиления мониторинговых исследований воздушной и водной сред на территориях размещения крупных предприятий. Другой характер проблем выявляют результаты постановки объектов НВОС на государственный учет, которые указывают на неготовность регионов приступить в полной мере к реализации перехода на НДТ. Заключение Следует отметить, что для полномасштабного внедрения НДТ необходима разработка комплекса мер на региональном уровне, прежде всего, организация подготовки высококвалифицированных специалистов с учетом отраслевой специфики региона и консультационное сопровождение при постановке на государственный учет и подготовке заявок на комплексное экологическое разрешение. От активности региона по отношению к регулированию деятельности объектов НВОС других категорий будет зависеть экологическая ситуация и экологическая результативность региона в целом. В разработанной системе регулирования НВОС необходимо предусмотреть разработку элементов взаимосвязи с региональными природоохранными структурами. С учетом целевых показателей экологического реформирования следует внести корректировку во все региональные программные документы, направленные на устойчивое развитие. 165

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz